Юридическая практика - это объективированный опыт индивидуально-правовой деятельности компетентных органов, складывающейся в результате применения права при разрешении юридических дел.
Юридическая практика является разновидностью социальной практики и в этой связи обладает теми же признаками, что и социальная практика, но следует выделить особенности юридической практики.
1.    Юридическая практика зависит от правовых норм, следует за правовыми нормами.
2.    Юридическая практика складывается на основе правоприменительной деятельности.
3.    Получает закрепление (объективирование) в официальных документах.
4.    Входит как ведущий элемент в правовую систему общества.
В теории права сложилось несколько подходов к понятию юридической практики.
Максимально широкий подход, который включает в юридическую практику следующие элементы:
1)    Правотворческая деятельность;
2)    Правоприменительная деятельность, в том числе интерпретации, толкование права; в. результат, накопленный опыт разрешения юридических дел.
Дублирует понятие правового регулирования, которое складывается из многообразных стадий и каждая стадия достаточно подробно изучена в теории.
Широкий подход. Объем понятия юридической практики складывается из двух элементов:
1)    Деятельность специальных субъектов по разрешению юридических дел (актуальная практика);
2)    Результат этой деятельности в виде накопленного опыта;
Более узкий. Рассматривает юридическую практику только как суммированный правоприменительный опыт, сложившийся в достаточно длительный промежуток времени.
Юридическая практика - это объективированный опыт правоприменительной деятельности, который сложился в результате разрешения юридических дел.
Структура юридической практики (это её внутреннее строение, отражающее целостность  юридической практики, её функционирование как самостоятельного правового института). Юридическая практика имеет поливариантную структуру:
ў    Логическая структура  раскрывает взаимодействие между элементами юридической практики (судейские приёмы толкования права)
ў    Структурный анализ сводит к выявлению внутренних элементов, в которых заключено содержание и выявление внешней формы выражения внутреннего содержания. Внешняя форма - выражение результатов.
Содержательные элементы:
ў    Субъекты - специальные компетентные органы
ў    объекты,
ў    участники юридической практики,
ў     принятые решения.
Характеристике видов юридической практики предшествует более крупная классификация, т.е. выявление типов юридической практики. Однако типы, возможно, выделить только в рамках максимально широкого подхода к понятию юридической практики.
Типы:
Правотворческий тип, интерпретационный тип, правоприменительный.
В трактовке юридической практики, как накопившегося опыта, выделяются следующие виды на основе субъектов, сформировавших этот опыт:
1)    Судебная практика. Юрисдикционная (судебная практика) бесспорно центральное звено высшей юридической практики, формирующее опыт разрешения дел, причем в основном конфликтных ситуаций. Изменилась конституционная концепция судов. Суд переведен в категорию ветви государственной власти.
2)    прокурорская практика,
3)    следственная,
4)    практика органов внутренних дел,
5)    нотариальная практика.
Функции юридической практики - это всегда целенаправленное влияние  юридической практики на общественную жизнь.
1. Информационная функция. Благодаря этой функции в обществе сохраняется преемственность накопленного положительного опыта, перенос этого опыта из пошлого в актуальную практику.
2. Правоконкретизирующая функция. Проявляется в накоплении опыта по детализации содержания действующих правовых норм в обобщении индивидуально-правовой деятельности. Происходит отбор наиболее рациональных решений конкретных категорий дел. В юридической практике закрепляется завершение нормативного регулирования, устанавливается разрыв между абстрактной нормой права и конкретностью отдельной жизненной ситуации. Норма права получает уточнение содержания в глубь. В то же время, ориентирует юридическую практику на конкретные варианты разрешения дел.
3. Правоформирующая функция. В ней проявляется обратный процесс воздействия юридической практики на правотворчество. Правотворческая. Здесь оценивается роль юридической практики как источника права, т.е. приравнивание  к правотворческой деятельности компетентных органов.
Юридическая практика осуществляет саморегулирование, проявляющееся в трех видах дорегулирования:
А. Стандартные индивидуальные дорегулирования. В юридической практике процесс реализации нормы жестко связан с содержанием нормы, предопределён законодателем (как сказал законодатель).
Б. Альтернативное индивидуальное регулирование - в процессе разрешения конкретного дела юридическая практика завершает по собственному усмотрению, но в рамках нормы, завершает правила поведения (альтернативная санкция от….. и до …….).
В. Факультативное - в рамках юридической практики, по усмотрению правоприменителя или завершает норму по собственному усмотрению или ограничивается нормой права без дополнения (дополнительное наказание: с конфискацией имущества или нет).
Г. Саморегулирование.  Это обыденная жизнь: заключение договоров и т.д. Правовое регулирование длящийся процесс, который состоит из нормативной регламентации),формирование норм, возникают субъективные права и юридические обязанности, т.е. юридический факт; индивидуальное регулирование), реализация.
4. Сигнальная функция (иногда объединяют с информационной). Юридическая практика выявляет недостатки законодательства, в 1-ю очередь пробелы, выявляются молчащие нормы, неработающие, декларативные. Но в основном пробелы.
Правоположения - выработанные единицы юридической практики, характеризуются как суждения общего характера, сформулированные в результате разрешения юридических дел.
Наиболее квалифицированной группой правоположений являются сформированные в результате доктринального судебного толкования и содержащиеся в постановлениях Пленума ВС И ВАС. Правоположения - руководящие разъяснения. Они оценивают правоконкретизирующие нормы (рассматриваются как нормы о нормах) носят обязательный характер. Это одна из вершин ЮП. Чаще с этими правоположениями связана правотворческая роль суда. Особо выделяют правоположения, формирующиеся конституционным судом, который по собственной инициативе правотворчеством заниматься не может, а только по обращению в него.
Есть две точки зрения:
1.    Правоположения - Это только суждения. Этот подход подчёркивает неустойчивость правоположений, поскольку суждения могут быть истинными и ложными. Это определение охватывает основную массу правоположений.  От просто суждений правоположения отличаются тем, что они носят общий характер - дополняя норму права, абстрагируются, отстраняются от конкретного дела т применяются при разрешении определённой категории дел. На прямую правоположения не являются источником права. Особенность : Они производны от норм права, формируются в процессе преодоления пробелов в праве, действуют, пока действует норма права.
2.     Правоположения подчёркивает нормативность, практически определяет правоположения как норму права. Это норма о нормах. Правоположения - одна из форм нормы права. ЮП - это источник права, приравнивается к нему, формирует право. Суд является органом, который творит право - это радикальная позиция.
2 позиция не умаляет значения судов и всей ЮП в формировании норм права.
Правоположения делятся на четыре группы:
1.    В зависимости от их устойчивости. Правоположения носят локальный характер (деловые обыкновения) Носят характер процедуры (порядок прохождения  документов)
2.    От вида правоотношения. Вторая группа содержится в обзораз судов по той или иной категории дел. Но это должны быть официальные издания. Носят рекомендательный характер. Очень влияет на практику.
3.    Степени распространённости. Прецедент. Толкование. Это правоположение формируется высшими юрисдикционными органами при рассмотрении конкретных дел. Здесь юридическая природа сложнее: носят обязательный характер ( вновь на рассмотрение, содержатся в мотивировочной части).
4.    В зависимости от субъектов, которые вырабатывают это правоположение. Наиболее квалифицированная группа. Формируется в результате доктринального судебного толкования. Содержится в постановлениях Пленума ВС РФ, ВАС РФ, и т.д. То есть это руководящие (правоконкретизирующие) правоположения. Носят обязательный характер.
Особо выделяются правоположения, формируемые Конституционным Судом РФ. Если говорить о КС, то в силу ст. 10 Конституции следует подчеркнуть равное положение КС среди других правотворческих органов. Поэтому постановления КС, которые касаются действующих норм права, могут вносить в них новые положения, исключать:
а. Положения норм противоречит Конституции;
б.давать распространительное, ограничительное и буквальное толкование, т.е. определять объем действующей нормы права.
Подчеркивая значение КС, следует отметить особенности: КС по собственной инициативе не может осуществлять свои полномочия.
Правовая природа постановлений: имеют официальное название, возможность неоднократного применения, распространяются на широкий круг общественных отношений, их несоблюдение влечет отмену судебных актов, являются правоположениями, имеют официальные источники опубликования.


informsky.ru