Главным направлением борьбы с точки зрения обеспечения спокойствия, безопасности, стабильности общества, прав, свобод и законных интересов граждан является ее предупреждение. В криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных деяний, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность.
Как и любая другая область социального управления, профилактика преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма и справедливости, научности.
Законность деятельности по предупреждению преступности предполагает наличие и развитие правовой базы, неуклонное исполнение  ее требований, иными словами, наличие достаточного правового регулирования на уровне закона и иных нормативных задач, методов, форм профилактики, прав и обязанностей субъектов (участников) этой работы, гарантий законных прав и интересов лиц, в отношении которых она осуществляется.
Демократизм в профилактике преступности означает, что она осуществляется:
А) под контролем органов представительной власти соответствующего уровня;
Б) при непосредственном участии и под контролем общественных объединений и формирований, роль которых в этой связи нельзя сводить к роли "помощников" государственных органов;
В) с учетом результатов постоянного мониторинга общественного мнения.
Гуманизм и справедливость профилактической деятельности означают: лица, в отношении которых она проводится, рассматриваются как субъекты взаимодействия с органами профилактики, а не как бесправные субъекты.
Научность (научная обоснованность) как принцип профилактики означает:
А) серьезный анализ криминальных и предкриминальных реалий и прогнозирование их возможного развития на обозримое будущее;
Б) планирование предупредительной деятельности, правовое регулирование и управление ею на основе познания ее закономерностей и места в социальных системах;
В) сопровождение профилактической деятельности научно- методическим обеспечением;
Г) использование практикой предоставляемых наукой знаний закономерностей преступности и возможностей борьбы с нею для точной оценки ситуации;
Д) проведение криминологических или комплексных экспертиз криминологически  значимых законодательных и управленческих актов в процессе их подготовки.
Предупредительная деятельность должна отвечать требованиям эффективности и системности.
Эффективность - нацеленность профилактики на достижение конкретных результатов. Показателем эффективности является замедление темпов роста, стабилизация, снижение уровня реальной, а не регистрируемой преступности и ее отдельных видов в стране, регионе, отрасли социальной жизнедеятельности и т. д.
Системность включает:
А) подход к предупреждению преступности как к особой области социального управления;
Б) комплексность мероприятий, взаимодействие субъектов профилактики, достигаемых путем программирования профилактической деятельности, а также правовых или организационных мер по ее координации.
Характерными чертами профилактики как системы являются многоаспектность и комплексность. Они проявляются во всех сферах жизнедеятельности общества, пронизывают все многообразие процессов и явлений в нем, влияющих на детерминацию преступности, ее видов т отдельных деяний. 
Классификация мер профилактики.
В криминологической литературе предлагаются различные классификации мер профилактики. Оптимальной для программирования и организации профилактической деятельности представляется классификация по следующим основаниям: социальному уровню предупредительной деятельности; объему (массовости охвата); территориальному масштабу; этапу воздействия на объект профилактики; направленности, виду (содержанию) воздействия; субъекту разработки и применения.
По социальному уровню предупредительной деятельности выделяются три группы мер: общесоциальные, противодействующие социальным патологиям; специальные (криминологические) меры, в том числе "востребованные" меры правового воздействия.
По объему (массовости охвата) предупредительные меры разделяются на общие , особенные, индивидуальные.
По территориальному масштабу меры предупреждения преступности могут быть:
А) общегосударственными;
Б) осуществляемыми на территории субъекта Федерации;
В) местными, осуществляемыми в пределах района, населенного пункта;
Г) объектными, проводимыми на отдельных заводах, фабриках, в акционерных обществах;
Д) контингентными, направленными на предупреждение преступлений среди различных групп населения (несовершеннолетних, безработных, бомжей, наркоманов и т. д. ).
Классификация мер по направленности и виду (содержанию) их действия подразделяет меры профилактики всех уровней, масштабов, объемов на социально- экономические, организационно- управленческие, идеологические, социально-психологические, медицинские, психолого- педагогические, технические, правовые.
Классификация субъектов профилактики.
Ключевыми моментами при характеристике субъектов профилактики являются:
А) наличие задач и функций в сфере разработки и (или) осуществления мер предупреждения преступности (преступлений;
Б) уполномоченность законом на эту деятельность;
В) наличие соответствующих прав, обязанностей, возможностей и ответственности при осуществлении профилактической деятельности.
По месту в государственной и общественной системе субъекты профилактики могут быть классифицированы следующим образом:
А) государственные; муниципальные;
Б) неправительственные, в том числе коммерческие и некоммерческие структуры, общественные объединения и специализированные формирования;
В) граждане.
По задачам, компетенции, содержанию деятельности по предупреждению преступности (преступлений) субъекты профилактики классифицируются на: органы власти (их учреждения, организации, предприятия) общей компетенции; неспециализированные, частично специализированные и специализированные органы.
informsky.ru