Орган гос-ва - это звено гос. аппарата, участвующее в осуществлении опред-х функций гос-ва и наделенное властными полномочиями. Признаки органа гос-ва:
1) представляет собой самостоятельный элемент МГ, выступая неотъемлемой частью единого гос. организма;
2) действует от имени гос-ва и по его поручению;
3) образован и функционирует на основе нормативных правовых документов;
4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;
5) имеет соответствующую компетенцию (совокупность законодательно закрепленных прав и обязанностей);
6) осуществляет свою компетенцию 3 способами: принятием нормативных актов; принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); конкретно-организационной деятельностью; 7) состоит из гос. служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей;
8) имеет необх-ю материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;
9) обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного гос. органа и его конкретное социальное содержание;
10) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юр. лица;
11) действует на определенной территории.
Гос. органы многообразны:
по порядку образования: органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Гос. Дума РФ, законодательные органы субъектов РФ), и органы, формируемые другими гос. органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ пр.);
по форме реализации гос. деятельности - на законодательные (Федеральное Собрание РФ, Саратовская обл. дума, Забайк. законодательное собрание и т.д. выражают в законах волю и интересы общества), исполнительно-распорядительные (Правительство РФ, министерства, гос. комитеты, администрации краев и областей и т.п. обеспечивают реализацию принятых законов и подзаконных актов), судебные (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды осуществляют правосудие), контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности следят за соблюдением законности и технологической дисциплины).
по принципу разделения властей - на законодательные, исполнительные и судебные;
по иерархии - на центральные, республиканские и местные;
по характеру подчиненности - на органы исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы "двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);
по срокам полномочий - на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);
по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные и единоначальные;
по правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;
по характеру компетенции - на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).
informsky.ru