Кельзен определяет право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке, и этим оно отличается от религии и морали. По учению Кельзена , право старше государства и возникает еще в первобытную эпоху, когда появляются системы различных принуждающих запретов и табу. Впоследствии правовое общество перерастает в государство, где функции принуждения передаются централизованным органам власти. Важнейшей особенностью права является согласованность образующих его норм, которые составляют строго последовательную иерархию отдельных ступеней. Положения конституции - это вершина нормативной лестницы, далее следуют " общие нормы", установленные в законодательном порядке или путем обычая. Последнюю ступень занимают индивидуальные нормы, которые создаются решениями отдельных судов и административных органов. Основная норма стоит над конституцией. Кельзен отождествлял государство и право. Для него государство - это относительно централизованный правопорядок, поэтому Кельзен утверждает, что такое понятие, как правовое государство, представляет собой плеоназм, то есть оно в концептуальном плане избыточно, поскольку с юридической точки зрения любое государство предполагает наличие совокупности норм принуждения. Пзже Кельзен внес в свою концепцию коррективы. Понятие " правовое государство", являясь теоретически избыточным, используется для обозначения особого типа государства, " а именно такого, который отвечает требованиям демократии и правовой безопасности. " Правовое государство2 в этом специфическом смысле есть относительно централизованный правопорядок, в соответствии с которым отправление правосудия и управление основываются на законах, принимаемых избранным народом парламентом с участием или без участия главы государства; члены правительства ответственны за свои акты; суды независимы; а также гарантируются определенные гражданские свободы, в особенности свобода вероисповедания, свобода совести и свобода слова". Кельзен подчеркивал, что понятие правового государства описывает то, что считается и признается ценным для человека и общества в европейской культуре, а не вообще любой принудительный порядок централизованного насилия над людьми.
informsky.ru