Международное воздушное пространство находится над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами, а также над Антарктикой. Принцип свободы открытого моря связан с принципом открытого воздушного пространства над ним. Однако данная свобода предполагает действие ряда общепризнанных правил:
- Государство сохраняет свою юрисдикцию на зарегистрированным им воздушным судном, осуществляющим полет в международном воздушном пространстве. Власть другого государства на данное воздушное судно не распространяется, что означает также недопустимость вмешательства в полет этого судна.
- Государства обязаны не допускать создание со стороны их воздушных судов угрозы безопасности полетов воздушных судов других государств. Каждое воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, имеет соответствующие национальные и регистрационные знаки. Воздушные судна имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы.
Основой современного международного воздушного права являются:
1.Чикагская конвенция 1944 года. На ее основе строятся взаимоотношения между государствами в области Международной гражданской авиации.
2.Варшавская конвенция 1949 года. Унифицировала некоторые соглашения о международных воздушных перевозках.
3.Гаагский протокол 1955 года. Дополнил Варшавскую конвенцию.
4.Гвадалахарская конвенция 1961 года. Дает право осуществлять перевозки на арендуемых воздушных судах.
5.Римская конвенция 1962 года. Постановление о возмещении пассажирам и авиакомпаниям ущерба на территории любого государства.
6.Токийская конвенция 1963 года. О правонарушениях, совершенных на борту воздушного судна и о наказании правонарушителей.
7.Гаагская конвенция 1970 года. О борьбе с незаконным вмешательством и захватом воздушных судов. Подписана 151 государством.
8.Монреальская конвенция 1971 года.  О борьбе с актами незаконного захвата воздушных судов.
В соответствии с Законом о Государственной границе РФ пересечение границы допустимо в местах, определяемых международными договорами РФ либо решениями Правительства, которые также устанавливают порядок следования от границы до пунктов пропуска и в обратном направлении. Пунктом пропуска является аэропорт, открытый для международных полетов. При полете в воздушном пространстве РФ, включая транзит, воздушным судам запрещается посадка в немеждународных аэропортах, залет в запретные для полетов районы.
Исключение из общих правил сделано для случаев вынужденного влета в воздушное пространство РФ в силу чрезвычайных обстоятельств. В таких случаях командир судна обязан немедленно сообщить о случившемся администрации ближайшего аэропорта и действовать в соответствии с полученными указаниями.
Следовательно, пилот самолета - российский гражданин не подлежит уголовной ответственности,  в соответствии с правилами полетов в международном воздушном пространстве и  соответственно Закону о Государственной границе РФ это чрезвычайное обстоятельство.
Правовые последствия для страны поступят на основании Конвенции об ущербе (1952г., действующей до настоящего времени),  причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, в виде материальной компенсации.


informsky.ru