Все организации получают ресурсы из более крупной среды, в состав которой входит каждая из них, и, в свою очередь, производят товары и услуги, требующиеся для метасистемы. В аналитических целях этот сравнительно сложный процесс может быть упрощен посредством применения базовых концепций системного подхода.
Системный подход к эффективности - подход к анализу организационного поведения, который предполагает выделение основных элементов "вход - процесс - выход" в рассматриваемой системе и необходимость ее адаптации к условиям системы более высокого уровня, частью которой она является.
Любая организация - это часть отрасли (более крупной системы), общества (еще более крупной системы) и все чаще - глобальной экономики (возможно, самой крупной из всех систем). Все эти системы предъявляют требования к своим частям; речь идет не просто о требованиях приемлемого качества продуктов и их количества. Организации обязаны также удовлетворять требованиям относительно чистоты окружающей среды путем защиты воздушного бассейна и водоемов, обеспечения внутренней стабильности путем возрождения охваченных беспорядками городов США и глобальной политической стабильности путем инвестирования в страны Восточной Европы. Именно поэтому организация не может просто ограничиться производством продуктов и услуг, удовлетворяющих ее покупателей; она обязана действовать таким образом, чтобы были удовлетворены другие важные элементы более крупных систем.
Теория систем может также описывать поведение работников и их групп. "Входы" индивидуального поведения работника являются его "причинами". Например, причиной могут быть указания менеджера выполнить определенное задание. Затем вводимый фактор (причина) подвергается осмыслению работником, имеющим определенные ментальные и психологические особенности, в зависимости от которых получаем характерный для данного человека результат. Разумеется, предпочтительный для менеджера результат - согласие с данным указанием, но в зависимости от индивидуальных процессов переработки полученной информации результатом может оказаться и несогласие. С помощью положений теории систем мы можем аналогичным образом рассмотреть поведение группы. Например, поведение группы работников при совместном достижении результата (выход) может быть описано с точки зрения воспринятой несправедливости в распределении менеджером работ (вход) и состояния сплоченности группы (процесс). В данной работе мы используем положения теории систем для описания и объяснения поведения работников и их групп в рамках организации.
В качестве примера можно исследовать вуз (университет). Университет использует ресурсы для обучения студентов, проведения научных исследований и предоставления обществу технической информации. Выживание университета зависит от его способности получать плату студентов за обучение и средства налогоплательщиков в количествах, достаточных для оплаты жалованья научных работников и персонала, а также стоимости других ресурсов. Если деятельность университета отвергается более крупной средой, в связи с чем студенты переходят в другие учебные заведения, а налогоплательщики поддерживают другие общественные начинания, либо если университет затрачивает слишком большие ресурсы по сравнению с запланированными результатами, его деятельность прекратится. Подобно коммерческой фирме университет должен обеспечивать надлежащие результаты за приемлемую цену, если он хочет продолжать свое существование.
Системный подход делает акцент на двух важных соображениях: 1) выживание организации зависит от ее способности адаптироваться к требованиям среды; 2) для удовлетворения этих требований полный цикл "вход - процесс - выход" должен находиться в центре внимания руководства. Следовательно, критерии эффективности должны отражать каждое из этих соображений, а эффективность должна определяться соответствующим образом. Системный подход объясняет, почему ресурсы должны использоваться для деятельности, которая прямо не связана с достижением цели организации.

informsky.ru