С практической точки зрения многопараметрический подход к эффективности акцентирует внимание на относительной важности различных групповых и индивидуальных интересов в организации.
Многопараметрический подход к эффективности предполагает удовлетворение всех тех работников и их групп, которые участвуют в деятельности организации.
Настоящий подход должен установить, что нет способа определения относительной важности требований клиентуры и что существует столько же оценок эффективности, сколько имеется людей, выносящих суждения. Этот подход подразумевает, что все требования к организации являются действительными, отсутствует база для упорядочения их важности и, таким образом, не имеется основы для вынесения общего заключения относительно организационной эффективности.
Руководство организации добивается эффективности, выявляя наиболее мощные коалиции и удовлетворяя запросы наиболее влиятельных участников этих коалиций. "То обстоятельство, удовлетворяет ли организация запросы наиболее мощных групп эффективным образом, допускает ценностные суждения. И не следует также упускать из виду тот факт, что все суждения об эффективности связаны с ценностными аспектами. Утверждать, что следует удовлетворять наиболее мощную группу в ущерб наименее влиятельной группе, значит исходить из того, что индивид считает самым важным. А поскольку существуют различные источники ценностных суждений, не следует рассчитывать на окончательный ответ на вопрос, эффективна ли организация. Не следует также ждать окончательного ответа на вопрос о наличии индивидуальной или групповой эффективности. Ценности отражают суждения людей о степени важности явления, но эти суждения зависят от индивида, места и времени".
Для того чтобы понять, как различные менеджеры могут выбирать различные результаты, перечислим круг конкурирующих между собой ценностей, требующих внимания со стороны руководства. Модель конкурирующих оценок подразумевает, что менеджеры должны выбирать оценки, которые делают акцент на следующих составляющих: 1) жесткий контроль или гибкость и 2) внутренние или внешние факторы. Могут быть определены четыре комбинации этих вариантов:
- менеджер, который ценит жесткий контроль и концентрирует свое внимание на внутренней среде организации, будет стремиться к стабильности и целостности организации;
- менеджер, который ценит контроль и основное внимание уделяет внешней среде, будет стремиться к обеспечению производительности и эффективности использования ресурсов;
- менеджер, предпочитающий гибкость и ориентированный на внутреннюю среду организации, будет стремиться к удовлетворению и развитию работников;
- менеджер, который ценит гибкость и уделяет основное внимание внешней среде, будет стремиться к развитию и конкурентоспособности.
Менеджеры производят выбор среди этих четырех возможностей, сравнивая их попарно. Тем самым их организации будут отражать степень приемлемости этих базовых оценок. Согласно модели конкурирующих оценок парадокс заключается в том, что менеджеры должны производить выбор из того, что внешне напоминает взаимоисключающие оценки. Спрашивается, как может организация одновременно являться гибкой и жестко контролируемой? Каким образом она может быть сфокусирована одновременно на внутренних и внешних факторах? Без сомнения, эти вопросы будут существовать, поскольку среды, внутри которых действуют организации, продолжают включать в свой состав крупные группы клиентов, предъявляющих различные и зачастую противоречивые требования к организации.

informsky.ru