informsky.ru
Пролеткульт, как известно, сокращенное и таким образом прочно утвердившееся название культурно-просветительской организации "Пролетарская культура", организационно оформившейся на 1-й конференции Пролеткульта в Петрограде в сентябре 1917 года. После октября 1917 года Пролеткульт находился при Народном комиссариате просвещения как добровольная организация пролетарской самодеятельности в различных областях искусства. Пролеткульт имел свои отделения в ряде городов и особенные периодические издания ("Пролетарская культура", "Горн", "Гудки" и другие). Формирование и развитие Пролеткульта как массового инновационного социально-культурного движения было обусловлено кризисным состоянием российского общества и культуры 1917-1921 годов. Социально-культурная деятельность стала своеобразным зеркалом духовных изменений, отражая в себе взаимодействие и соперничество старого и нового. Движение за новую, пролетарскую культуру - вот та парадигма, в рамках которой получил свое развитие Пролеткульт и другие группы, объединения, группировки. Это движение определило содержание пролеткультовской действительности: отношение к общекультурному и литературному наследию, принципы новой литературы, этики и науки, эстетические воззрения, отношение к интеллигенции, содержание просветительской, досуговой, творческой деятельности. Деятельность Пролеткульта, его задача создания пролетарской культуры, свободной от "наслоений прошлого".
Бесспорно, что в художественной жизни первых послереволюционных лет значительная роль принадлежала именно Пролеткульту. Актуальность исследования. Решение комплекса вопросов, связанных с проблемой культурного наследования и самоопределения новой культуры и, в частности, литературы всегда является важнейшей характеристикой типа и состояния того или иного общества. В полной мере это относится к литературным явлениям, порожденным революцией 1917 года. В эту эпоху развития искусство, подобно другим сферам человеческой деятельности, диалектически включало в себя элементы "связи" и "разрыва". Соотношение этих элементов было различным в эстетико-философских концепциях 20-х годов. Созревание гуманистических позиций по отношению к культуре прошлого осуществлялось в драматической борьбе подчас полярных точек зрения. Полемика, развернувшаяся вскоре после октябрьской революции 1917 года вокруг проблемы классического наследия, затрагивала вопрос о преемственности эпох, о характере отношений между дореволюционной культурой и новым обществом, рожденным революцией. Именно решением проблемы культурного наследия и определялось "лицо" критики 20-х годов. Поэтому опыт дискуссий 20-х годов и, в частности, опыт дискуссий о культурном наследии представляет большой интерес для современного общественного и художественного сознания.