Теологическая теория была одной из первых, объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли. Идеи возникли в древнем Египте и Вавилоне. Наиболее известными представители теории Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Ф. Аквинский считал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира. Ее представители утверждают, что Земля и все сущее на ней было создано Богом 10000 лет назад. Эта теория полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора (теория Дарвина). Наиболее прочные позиции эта теория завоевала в период становления и развития феодализма.
Патриархальная теория. Ее основателем был Аристотель, однако подобные идеи высказывались и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н.К. Михайловским, Конфуцием. Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца. В средние века эта теория служила обоснованием абсолютной власти монарха.
Органическая теория возникла в древности и окончательно сформировалась в XIX в. Ее представители - Г. Спенсер, Вормс, Прейс. Первые представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы древнегреческими мыслителями. Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм. Г. Спенсер считал, что государство образуется одновременно со своими составными частями (людьми).
Теория насилия. Как самостоятельное учение она возникла в XIX в., идейные предпосылки зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители - Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера, завоеванием одним племенем другого, в результате завоеваний или революций.
Психологическая теория. Представители этой теории, возникшей в середине XIX в., Г. Тард, Л.И. Петражицкий объясняли появление государства и права через свойства человеческой психики, т.е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты. Народ рассматривался как пассивная инертная масса, ищущая подчинения. Общество и государство они рассматривали как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений.
Теория общественного договора (Договорная теория). Эта теория объясняет происхождение государства посредством заключения общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Основные положения договорной теории сформулированы софистами в Др. Греции, в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других. Они сходились во мнении о том, что правовое государство может возникнуть только посредством заключения общественного договора.
Материалистическая (классовая) теория. Основные положения теории в работах Ф. Энгельса и К. Маркса. 2 аспекта: 1 – гос-во возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов. 2 - в результате эк. развития усложняется общество, его производительная и распределительная сфера. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства. Принципиальные положения - классовая структура общества и экономическая обусловленность права. Право рассматривается как продукт классового общества и в нем находит свое отражение воля экономически господствующего класса.
informsky.ru