Основные сочинением Августина, раскрывающим его взгляды на природу общества и государства, является работа " О Граде Божием". В ее основе лежит христианская концепция исторического процесса, в соответствии с которой все социальные и государственно-правовые институты мыслятся как следствие греховности человеческого существа. Однако греховность человека предопределена божественным замыслом, поскольку Господь даровал человеку свободную волю, наделив его способностью жить социальной, а не божественной жизнью. Свобода рассматривается Августином как изначальная обреченность жизни во грехе. Августин выделяет два основных типа общения: град Земной, где люди живут по плоти, и град Небесный - общность людей живущих по духу, который освобождает человеческую природу от греха. Социально-политический порядок с его неравенством и несправедливостью существует в пределах человеческой истории, которая конечна и продлится до второго пришествия Христа. Бог не ответственен за зло в несовершенном человеческом мире, поскольку люди изначально несовершенны и наделены грехом и свободой воли. Греховное и несовершенное существо в принципе не способно установить совершенные земные порядки. Любые попытки установления каких бы то ни было идеальных проектов руками греховных людей невозможны, так как совершенный мир дело рук совершенного Творца, а люди - не Боги. Существующее в истории государство временно и несовершенно, но соответствует сущности человека, а потому необходимо и оправдано. Августин выступает против такой концепции Царской власти, согласно которой император в своей деятельности реализует Царство Божие на земле.
informsky.ru