Исходя из правовой и разумной сущности сотворенного Богом мира, Фома разрабатывает свою классификацию законов. Первый вид закона - это вечный закон, то есть высший план, по которому Бог творит мир. Он абсолютен и управляет всеобщей связью элементов и явлений мира. Далее естественный закон - реализация вечного закона в разуме человека, в соответствии с которым организуется сфера практического поведения человека, его инстинкты, устремления и склонности. Человеческий закон вытекает из естественного и конкретизирует его, вводя принуждения и санкции. Его необходимость обосновывается многообразием различий в качествах разных людей и порождаемых ими ситуаций, что требует обязательной фиксации общих принципов, которые бы задавали единые параметры социального общения. Цель закона - всеобщее благо людей. Для обеспечения действенности устанавливаемых законом норм он должен быть опубликован, то есть должен носить публичный характер. Божественный закон есть божественное откровение, то есть Библия. Он указывает конечные цели человеческого бытия, является высшим нравственным критерием и мерилом в спорах о должном и справедливом и регулирует внутренний духовный мир человека, который не относится к прерогативам позитивного закона. Фома Аквинский создает единую систему политической теологии, в которой социально-политический мир представлен как органическая часть единого богоустанавливаемого рационального миропорядка, основанного на принципах права и справедливости.
informsky.ru