В основу своей теории Макиавелли кладет тезис об автономности политики, который означает, что возникновение и развитие государства и права должны рассматриваться без привлечения религиозных аргументов, поскольку политическая действительность функционирует по своим собственным законам. Вместо теологической идеи божественного предопределения он выдвигает идею объективной исторической  необходимости, которую именует судьбой. Человек, действующий в политическом мире, обладает большей степенью самостоятельности и должен пытаться рационализировать свои поступки. Эту самостоятельную силу - своего рода доблесть, наряду с судьбой, Макиавелли считает второй основной движущей основой политического действия. Отделение политики от религии сопровождалось у Макиавелли доминированием утилитарно-прагматического понимания ее основных общественных функций, то есть как основного идеологического средства, формирующего легитимное представление о социальном мире: по его мнению, религия изобретена мудрецами для того, чтобы убедить простецов в полезности существующего общественного строя. Тот же подход он распространяет на мораль: политик не может руководствоваться нравственными абсолютами не потому что он аморальное существо, но потому, что политика автономна и предполагает расчет и выгоду это своего рода игра по определенным правилам и если начать жалеть своего противника и уступать ему, то непременно проиграешь.
informsky.ru