1.  Групповая преступность несовершеннолетних представляет собой совокупность преступлений в обществе, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет. Преступность несовершеннолетних развивается под воздействием тех же факторов, что и преступность в целом. В силу этого при изучении преступности лиц в возрасте от 14 до 18 лет используются общекриминологические характеристики, показатели и категории. В то же время анализ должен быть направлен на выявление факторов и обстоятельств, значимых именно для преступности несовершеннолетних, позволяющих установить ее специфику и необходимые меры воздействия. Эффективное предупреждение преступлений несовершеннолетних во взаимодействии с уголовно-правовыми мерами воздействия на лиц, их совершающих, является условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения, борьбы с негативными влияниями на формирование ценностных ориентации и поведения членов общества.
2.  Преступность несовершеннолетних росла до 1993 г. включительно, после чего начала снижаться как по абсолютным показателям, так и по коэффициенту (в 1991 г. соответственно 173375 и 2080, в 1992 г. - 199291 и 2405, в 1993 г. -225740 и 2637, в 1994 г. - 221649 и 2563, в 1995 г. - 209777 и 2402). Темп ее прироста в целом отставал от темпа прироста взрослой преступности. Доля преступности несовершеннолетних во всей преступности составляла в 1991 г. 17%, в 1993 г. - 16%, в 1995 г. - 12%, в 1996 г. - 11%;
По данным за 1995 г., доля преступлений несовершеннолетних в общем числе зарегистрированных преступлений составляла для убийств 3,8%; тяжких телесных повреждений - 4,4; изнасилований -14,1; разбоев -13,5; грабежей - 12,4; краж - 9,4; хулиганства - 8%. Значительная часть преступлений несовершеннолетних рассматривается окружающими как проявление возрастной незрелости, озорства. Поэтому о многих из них не сообщается в правоохранительные органы и это увеличивает латентность.
Для структуры преступности несовершеннолетних характерны следующие черты:
"    доля тяжких насильственных и корыстно-насильственных преступлений несовершеннолетних составляет менее 10% и относительно стабильна;
"    в структуре преступности несовершеннолетних преобладают кражи, грабежи, хулиганство (до четырех пятых всех совершаемых преступлений);
"    возрастает распространенность организованных форм.
Интенсивность зарегистрированной преступности несовершеннолетних в городах и сельской местности примерно соответствует распределению городского и сельского несовершеннолетнего населения.
До 70 - 80% преступлений совершается вблизи места жительства, учебы, в том числе непосредственно в образовательных учреждениях и общежитиях. В связи с этим увеличиваются возможности профилактики, пресечения и раскрытия таких преступлений.
Доля уголовно-правового рецидива в структуре преступности несовершеннолетних ниже, чем среди взрослых. По экспертным оценкам, высок реальный уровень повторного совершения преступлений после применения к несовершеннолетним мер, заменяющих уголовное наказание.
3. Причины и условия преступности несовершеннолетних
А. Российские криминологи, в частности Миньковский Г.М., выделяют следующие криминогенные обстоятельства, которые играют решающую роль в формировании личности несовершеннолетних, могущих в определенной ситуации совершить преступления:
"    отрицательные влияния в семье. Существенные дефекты семейного воспитания имеют место в большинстве случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков. В 30 - 40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено отрицательное влияние примера со стороны родителей и других старших членов семьи;
"    отсутствие (временное или длящееся) родителей в кризисной ситуации возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей. Около 30 млн. россиян имеют доход ниже прожиточного минимума. В таких семьях порождаются настроения безнадежности, социальной зависти и озлобленности из-за тяжелого материального положения. При отсутствии социальной помощи эти обстоятельства формируют мотивацию преступлений - краж, хулиганства и т. д.;
"    отрицательные влияния в ближайшем окружении - бытовом, учебном и т. п. со стороны сверстников или взрослых. Отрицательное влияние на поведение подростка может оказать наблюдение действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о допустимости и безнаказанности преступных действий; наблюдение действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками самих воспитателей и т. п.;
"    подстрекательство со стороны взрослых преступников, которое имеет место в 30% случаев. Оно нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры, другие формы допреступного антиобщественного поведения в сочетании с пропагандой "преимуществ" жизни преступников;
"    длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек, могущих реализоваться в ситуационных преступлениях или повлечь вхождение в преступную группу;
"    проникновение в среду молодежи стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностными ориентаииями нашего общества (культ силы, жестокости, культ наркотиков и т. д.).
Б. Наряду и во взаимодействии с указанными факторами формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовершеннолетних способствуют социальные факторы:
"    безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетних. Она отмечается в четырех пятых случаев преступлений несовершеннолетних;
"    безнадзорность несовершеннолетних-потерпевших, содействующая созданию ситуации и поводов для преступлений;
"    низкий уровень работы образовательных учреждений (формализм, нечестность, непрофессионализм, отказ от индивидуального подхода и т. д.);
"    распад системы трудоустройства подростков;
"    отсутствие достаточной сети клубных учреждений для подростков;
"    увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии.
3. Предупреждение преступности несовершеннолетних
А. В числе субъектов профилактики преступности и преступлений, несовершеннолетних можно выделить:
"    органы государственной власти и муниципальные органы, обеспечивающие программирование, планирование, правовое регулирование и ресурсы этой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
"    институты социального воспитания - семья, школа, трудовой коллектив, учреждения культуры и досуга, осуществляющие во взаимодействии и в пределах компетенции профилактику возникновения искаженной позиции личности детей и подростков, коррекцию возникших криминогенных искажений, если они устранимы педагогическими и иными воспитательными средствами;
"    органы защиты и социальной, психолого-педагогической, медицинской и правовой помощи детям и подросткам, находящимся в неблагоприятных жизненных условиях;
"    правоохранительные органы в целом и их специализированные подразделения и службы.
Б. Система предупреждения преступности несовершеннолетних состоит из: ранней профилактики, непосредственной профилактики, профилактики предпреступного поведения и профилактики рецидива.
Эти этапы профилактики направлены на то, чтобы:
"    оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания еще до того, как отрицательное действие этих условий скажется на поведении таких лиц (этап ранней профилактики),
"    не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера (этап непосредственной профилактики);
"    не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем (этап профилактики предпреступного поведения);
"    предупредить рецидив подростков, ранее совершивших преступления (профилактика рецидива).
Меры раннего предупреждения имеют своим содержанием:
1.    предупреждение и устранение существенных нарушений нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних путем надзора и контроля за соблюдением правовых норм, регулирующих эти условия, оказания социальной помощи, поддержки, защиты в различных формах, своевременных для их восстановления;
2.    устранение источников неблагоприятного воздействия на условия жизни и воспитания несовершеннолетних;
3.    корректировку неправильного развития личности в начальной стадии, а также нормализацию условий среды жизни и воспитания конкретных подростков или их определенных групп.
   Меры непосредственного предупреждения необходимы, если на предыдущем этапе не было предотвращено формирование у несовершеннолетнего склонности к правонарушениям, и он начал их совершать.
  На данной стадии также осуществляется нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление среды. Вместе с тем, существенно увеличивается воздействие на самого несовершеннолетнего, включая при необходимости меры правового характера.
  Служба социальной защиты и помощи, специализированная служба органов внутренних дел и специализированные формирования общественности выясняют и устраняют обстоятельства, под влиянием которых конкретные несовершеннолетние совершают нарушения общественного порядка (мелкие кражи, участие в выпивках, азартных играх и т. д.), а также ведут работу по исправлению самих этих лиц.
Меры в отношении несовершеннолетних, замеченных в правонарушениях непреступного характера, включают:
1.    постановку на учет в органах, осуществляющих профилактику преступлений несовершеннолетних, длящуюся воспитательную работу и контроль;
2.    общественное воздействие;
3.    устройство в спортивно-трудовые лагеря, отряды и клубы;
4.    гражданско-правовые меры (взыскание ущерба).
  Следующий этап профилактики образуют меры в отношении несовершеннолетних, которых можно рассматривать как находящихся в силу развития криминогенной мотивации на грани совершения преступления. Здесь используются меры, реализуемые в процессе каждодневного, интенсивного и демонстративного контроля за поведением, связями и времяпрепровождением несовершеннолетнего. Эти меры имеют задачу удержать от перехода на преступный путь.
Меры предупреждения рецидива включают:
1.    деятельность специализированных подразделений по делам несовершеннолетних, следователей, прокуроров, судей по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними;
2.    использование воспитательно-профилактического воздействия самого судопроизводства;
3.    своевременное изъятие оружия и орудий преступлений у ранее судимых подростков;
4.    правовую и моральную подготовку к жизни на свободе осужденных, подлежащих освобождению;
5.    трудовое и бытовое устройство несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы либо осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, и контроль за их поведением и т. д.
informsky.ru