informsky.ru
Обязательство в римском праве – это правоотношение, в силу которого определенный субъект обязан произвести определенные действия имущественного характера, которое мог требовать кредитор. Обеспечение обязательств: задаток, неустойка, поручительство, залог. Существовало четыре основных вида контрактов: реальные (т.е. устанавливающие обязательство с передачей вещи), вербальные (или словесные, устные), литтеральные (т.е. письменные) и консенсуальные (при которых обязательство возникает вследствие одного consensus, соглашения, без каких-либо формальностей). Необходимо иметь в виду, что без consensus вообще не может быть договора; особенность консенсуальных договоров, в отличие от других видов, заключается в том, что в то время как при всех других категориях контрактов для установления обязательств требуется, помимо соглашения (consensus) сторон, еще какой-то момент (verba, litterae, res), при консенсуальных контрактах consensus (выраженное во вне) является не только необходимым, но и достаточным моментом для установления обязательства.
Новация (novatio-обновление) - это прекращение обязательства, посредством замены его новым обязательствам.
Новация имеет место всякий раз, когда вносится что-то новое в прежнее обязательство: меняется должник или кредитор (что обозначалось термином делегация), вводится условие или срок, либо имевшиеся условие или срок отменяются; изменяется предмет предоставления (вместо платежа за купленную вещь предусматривается оказание услуги). Для действительности новации необходимо наличие намерения сторон новировать обязательство (animus novandi). При этом наличие такого намерения не презюмируется (не предполагается исходя из обстоятельств дела): оно должно быть ясно выражено в соглашении сторон о новации. Решение суда в задаче не верно. Видимо суд решил, что произошла замена одного обязательства другим, а именно - новация, в связи с чем первое обязательство было прекращено, а значит требовать его оплаты ювелир не вправе. Последний может сослаться на то, что намерение сторон новировать обязательство должно быть ясно выражено в соглашении сторон, что в данном случае отсутствовало. Есть еще один вариант - в стабилизированные юридические правила, отлившиеся в ходячие афоризмы традиционного права - regulae iuris antiqui, вошли такие изречения: Nihil tam naturale est quam eo genere quidque dissolvere quo colligatum est - нет ничего более естественного, чем то, что каким способом было связано, таким и нужно развязать. А потому словесное обязательство прекращается словесно, а обязательство, основанное на голом соглашении, развязывается противоположным соглашением - ideo verborum obligatio verbis tollitur, nudi consensus obligatio contrario consensu dissolvitur.
Выработалось противопоставление: какими способами мы вступаем в обязательство, соответственно обратными мы освобождаемся - quibuscumque mobis obligamur, isdem in contrarium actis liberamur. Получается, раз в первый раз ювелир вернул брошь, значит первое обязательство считалось прекращенным, он не должен был это делать без оплаты.
Римское классическое право не предполагало обжалования судебных решений (не считая апелляций в Народное собрание), и сторона, считавшая вынесенное решение несправедливым, могла просить претора о восстановлении в предыдущее состояние (состояние до исполнения решения по делу). Кроме случаев несправедливо вынесенных судом решений, такая ситуация могла иметь место в том случае, если претор считал невозможным строгое применение общих норм права, причем эти средства использовались как по соглашению сторон, так и по собственному усмотрению магистрата, что расширяло круг его полномочий. Таким образом, ювелир мог воспользоваться правом реституции.

«Quod licet Jovi, non licet bovi»
Quod licet Jovi (Iovi) non licet bovi (лат.  «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку») — крылатое латинское выражение, смысл которого в том, что если нечто разрешено человеку или группе людей, то оно совершенно необязательно разрешено всем остальным, то есть постулируется наличие двойных стандартов. Авторство фразы приписывается Теренцию. Фраза содержит намек на миф о похищении Европы Зевсом (Юпитером), принявшим облик быка.