арабов высшей степени благосостояния. Все улицы города были отлично вымощены и освещены горевшими фонарями. Жилища арабов с балконами из полированного мрамора, висевшими над померанцевыми садами, каскады воды, цветные стекла - такой роскоши европейцы еще не видывали. Роскошь арабов доходила до того, что зимой комнаты нагревались теплым воздухом, надушенным в тайниках. С потолков спускались огромные люстры, из которых иные умещали более тысячи огней. Мебель из лимонного дерева, с инкрустацией из перламутра и слоновой кости, стояла на персидских коврах, вперемешку с великолепными комнатными цветами и экзотическими растениями. Приемные залы нередко выкладывались золотом и жемчугами. Арабы были первыми садоводами в Европе, все самые ценные фрукты были перенесены в Европу ими. В искусственных бассейнах разводили рыбу. Держали огромные птичники и зверинцы.
                          

             Утварь арабов обычно отличалась большой роскошью. В домах было много ковров, циновок из тростника, больших канделябров, диванов и подушек, крытых богатыми материями, шелковых занавесей и т. п. Все это способствовало развитию ряда важных отраслей ремесла.
В арабском искусстве получил яркое воплощение свойственный художественному мышлению средневековья принцип декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей арабского мира, но связанный общими закономерностями развития. Арабеска, восходящая к античным мотивам, - это созданный арабами новый тип узора, в котором математическая строгость построения сочетается со свободной художественной фантазией. Получил развитие также эпиграфический орнамент - каллиграфически исполненные надписи, включенные в декоративный узор.
         Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества.
                                                                          
Пример исламского декоративного искусства                                                           Гравировка на серебре

Большого развития достигли керамика и ювелирное дело. Если иметь в виду наиболее характерные типы арабских керамических изделий, то художественную керамику придется отнести к более позднему периоду. Уже после падения халифата широкую известность приобрели глиняные блюда и кувшины с характерным металлическим блеском, которые изготовлялись в различных пунктах, и особенно в Валенсии и на Майорке (отсюда название майолики, данное этим изделиям).
           Искусство выделки оружия арабы застали в самом разгаре. Дамасская сталь уже была широко известна в то время во всем мире, и арабам с присущей их азиатскому воображению фантазией стоило лишь позаботиться о внешнем виде оружия. Наведение узоров на стали (дамасскирование), увеличило ценность оружия во много раз. Тончайшими чеканкой, гравировкой и инкрустацией из серебра и золота украшены художественные изделия из бронзы (чаши, кувшины, курильницы и другие предметы утвари); особенным мастерством отличаются изделия 12-14 вв. г. Мосула в Ираке и некоторых ремесленных центров Сирии.
Мировой известностью пользовались также арабские узорные шёлковые ткани - сирийские, египетские, мавританские; изготовлялись арабами и ворсовые ковры.
Искусство в странах ислама развивалось, сложно взаимодействуя с религией. Мечети, а также священная книга Коран украшались геометрическим, растительным и эпиграфическим узором.
Любимым цветом арабов был красный - это был цвет женщин, детей и радости; белый, черный и фиолетовый считались как цвета траура, зеленый означал исключительный престиж. Серый цвет презирали.


Арабский стиль

Главные характеристики арабского стиля - узорчатость, использование специфических каллиграфических узоров, арабесок, оформление элементов при помощи арабского алфавита. Знаковые формы стиля - это купол, арка, сталактит.
В оформлении и дизайне позволительна роскошь, использование большого количества мелких элементов, сплошное покрытие поверхностей узором и резьбой.
Узорность - неотъемлемая часть средневекового (XI - XIII вв.) мусульманского орнамента. В эту эпоху узорность была присуща всем видам искусства Востока и является своеобразной определяющей стиля как в архитектуре и прикладных искусств, так и в поэзии и музыке. Мыслители и художники того времени представляли себе все мироздание то в формах отвлеченных построений, то в виде фантастических животных. Бируни дал научное обоснование связи живой природы с геометризацией форм в искусстве, тем самым обосновав присутствие черт геометрии в орнаментальном творчестве.                   
           .
Глава 3. Каллиграфия

В арабо-мусульманских странах высоко ценилась каллиграфия - искусство художественного письма. Написанное слово получает значение талисмана, а процесс письма превращается в магическое действо. Каллиграфия по-арабски: "хатт" или "хутут". Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл.






1 2 3 4 5
informsky.ru