Содержание.

Введение
1.   Ценностные ориентации личности
2. Классификация ценностей. Ценностные ориентации и их социальная обусловленность
Заключение
Список используемых источников

Введение.

Философия, форма общественного сознания, наука о наиболее общих закономерностях мира. Высшим, основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа и природы. Философы, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, образовали лагерь материализма. На протяжении всей истории философии шла борьба между материализмом и идеализмом. В борьбе философских направлений, в конечном счете, отражается борьба общественных классов и партий. Как правило, материалистическая философия составляет мировоззрение исторически прогрессивных классов, а идеализм выступает как идеология консервативных и реакционных сил общества. Предмет философии как науки изменяется в ходе ее развития.
Домарксистская философия включала в себя все знания о мире и объясняла все явления действительности. Исторически это стремление было оправдано слабым развитием конкретных наук. Раскрытие действительных закономерностей развития и связей явлений природы и общества сделало философию как "науку-наук" излишней.
К. Маркс и Ф. Энгельс, идеологи, критически переработали достижения философии за предыдущий период, обобщая успехи естествознания и классовой борьбы, и создали научную философию "Диалектический материализм" и исторический материализм.
Сегодняшняя философия - это наука о всеобщих законах и принципах развития природы, общества, познания и мышления. Специфика науки определяется  ее предметом. Объект же может быть один и тот же для разных наук. Философское знание есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно и обязывает человека к определенному образу жизни и действия. Чтобы раскрыть роль человека как творца истории, необходимо, прежде всего, установить, что человек - это народ, народные массы. Народ - это, прежде всего трудящиеся, а в классово антагонистическом обществе - эксплуатируемые массы.
1. Ценностные ориентации личности.
В рабовладельческом и феодальном обществах народ был лишен самых элементарных человеческих прав, их творческие силы беспощадно подавлялись. Сосредоточив в своих руках управление, занятие политикой, наукой, искусством рабовладельцы и феодалы держали народные массы в темноте и невежестве, оставив на их долю  только тяжелый подневольный труд. Активность народных масс в то время была невелика, а их выступления против эксплуататоров не могли иметь надежды на успех. Восстания рабов, при рабовладельческом строе, подорвали основу рабовладельческого строя и явились важнейшей причиной перехода к феодализму. Борьба классов, прежде всего борьба трудящихся масс против поработителей, высшей формой, которой является социальная революция, служит движущей силой развития классовых обществ.
Социальная сущность человека формируется и проявляется как в историческом развитии человечества, так и в развитии отдельных человеческих индивидов. У человека как члена общества вырабатываются социальные качества, которые определяют его личность. Человек рождается человеком, но он не рождается личностью, а становится ею. Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо обратиться к проблеме происхождения личностных особенностей человека. Прежде всего, возникает вопрос - когда рождается личность, что этому способствует или препятствует. Очевидно, что к новорожденному ребенку термин "личность" не прилагаем, хотя все люди появляются на свет как индивидуальности, то есть в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена его предыстория. Это относится и к врожденным особенностям биохимических реакций, физиологических параметров, готовности мозга к восприятию внешнего мира. При рождении все дети не только разные, но и уникальные. Новорожденный ребенок уже выраженная, яркая индивидуальность и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Индивидуальность ребенка нарастает к двух, трехлетнему возрасту. Именно в этом периоде проявляются первые черты личностного поведения, во многом обусловленные тем, что ребенок попадает в ситуацию свободного выбора. В этом возрасте все дети необычайно талантливы и любознательны, и если окружающие способствуют развитию этих качеств, становление личности идет гармонично. Для дальнейшей судьбы большое значение имеют особые критические моменты, во время которых остаются в памяти ребенка яркие впечатления внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Это может быть музыка, картина какого-нибудь события или внешний вид человека.
Дальнейшее развитие личности связано с происхождением возрастных периодов и особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха - все это формирует личность.
Человек выступает как личность, когда он способен самостоятельно принимать решения и несет за них ответственность перед обществом, то есть является относительно автономным, свободным и самостоятельным субъектом деятельности. Любой нормальный взрослый человек является личностью. Следовательно, личность - это человеческий индивид как социальное существо, способное к самостоятельной деятельности. На жизненном пути неизбежны взлеты и застои. Рубежами в жизни человека становится отрыв от родительской семьи, рождение детей, внуков, возникает забота о своей семье, о родителях. Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять социальные роли: учится вести себя в роли ребенка, студента, служащего (работающего), супруга, родителя и т.д.
Можно сказать, личностью становится каждый человек в процессе развития своей индивидуальности в данной конкретной исторической обстановке. В личности индивидуальное, уникальное сочетается с общим, типичным. Развитая, духовно богатая, нравственно зрелая личность не нуждается во внешнем подчеркивании своей индивидуальности. Малоразвитая личность нередко старается выпятить свою оригинальность в пустяках, во внешности, в курьезных манерах поведения. Однако за этим скрывается лишь отсутствие подлинной оригинальности. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелой болезни. В принципе личность может умереть еще в жизни человека, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.
Выделяют, прежде всего, физическую личность. Это тело или физическая организация человека. Самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый предмет для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности можно отнести так же одежду и домашний очаг. По данным элементам можно многое сказать о человеке. Это же  относится и к произведениям ручного или интеллектуального труда, к украшениям его быта, коллекциям, рукописям, письмам и т.д. защита себя, своего тела, своей идентичности, защита своего ближайшего окружения, своей семьи, относится к числу древнейших личностных качеств человека.
Социальная личность складывается в общении людей, начиная с общения матери с ребенком. Это система социальных ролей человека в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной жизни, дружбе, любви, соперничестве формируют социальную структуру личности.
Духовная личность - это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека нельзя приобрести путем образования или подражания даже самым лучшим примерам. Зачастую она является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой иногда жертвуют жизнью. Потребность в духовном развитии личности не насыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях. История дает много примеров того, как интенсивная духовная жизнь (ученых, деятелей литературы и искусства и т.п.) была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторги и концлагерей в годы Великой отечественной войны.
Выделение физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер. Личность представляет собой единое целое. Ее отдельные черты и свойства сложным образом взаимосвязаны. Одна и та же черта может у разных личностей проявляться по-разному в зависимости от ее сочетания и взаимодействия с другими чертами. Например, настойчивость в соединении с самокритичностью - очень полезная для успешной деятельности комбинация психических качеств, а настойчивость в сочетании со слепой верой может вести к бессмысленному фанатизму.
1 2 3
informsky.ru