Личность проявляет себя в поступках, т.е. действиях, которые она совершает по собственной воле и за которые готова нести ответственность. Поступок есть всегда результат свободного выбора. Но свободу выбора никоим образом нельзя понимать как абсолютный произвол. Наоборот, абсолютный произвол на самом деле есть не свобода, так как означает, что личность неспособна, контролировать себя и свои действия и совершает их под давлением каких-либо мимолетных прихотей или случайных внешних влияний. Свобода выбора предполагает, что личность подчиняет его своим внутренним установкам, убеждениям, принципам, которых она придерживается, независимо от тех или иных преходящих обстоятельств. Важнейшую роль здесь играют нравственные принципы.
Таким образом, условием свободы является самоограничение, которому личность добровольно подвергает свое поведение. Именно благодаря самоограничению, самодисциплине, умению "властвовать собой" личность сохраняет свою автономию, способность сопротивляться внешнему принуждению.
Личность человека более или менее пластична. Она изменяется на протяжении жизни и в разных жизненных ситуациях может обнаружить себя по-разному. Известны, например, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Так или иначе, но какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития. Выделяются несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.
Первый этап - "деятели" - охотники, рыболовы, воины, ремесленники, земледельцы, рабочие, инженеры, геологи, медики, педагоги, менеджеры и т.д. Для этих личностей главное активное действие, изменение мира и других людей, включая самого себя. Они "горят" на работе, находя в этом удовлетворение, даже если плоды их работы мало заметны. Бурный рост перемен в нашей стране привел к культивированию именно такой личности - активной знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и осознающей меру своей ответственности за себя, за семью. Потребность в таких личностях была всегда острой. Еще евангелист Лука писал и приводил слова Иисуса Христа "Жатвы много, а делателей мало" .
  Второй тип - мыслители. Это люди, которые приходят в мир, чтобы смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощающего в себе традиции рода и его историческую память, всегда пользовался огромным авторитетом. Размышление о мире всегда требует определенного дистанцирования удаления из гущи событий. Поэтому мыслители оттачивают свое единственное оружие - слово, которым они, говоря словами поэта "жгут сердца людей". Трагичны судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, но эти "маяки" человечества всегда будут вечно живыми для современников и потомков.
Третий тип - люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют все изменения в мире. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Есть не мало примеров, которые говорят о том, что мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом.
Четвертый тип - гуманисты и подвижники, которые отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, принимают это состояние как собственное, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила в любви к людям и всему живому, в активном деянии. Они сделали делом своей жизни милосердие. Таких личностей тысячи среди нас, это живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния и других признаков. "Спешите делать добро" - этот жизненный девиз врача гуманиста Ф.П. Гааза, жившего в девятнадцатом веке символизирует стержень таких личностей.

2. Классификация ценностей. Ценностные ориентации и их социальная обусловленность.

В окружающей действительности мало явлений, безразличных для людей, явлений, к которым они не выражают никакого ценностного отношения. Поэтому ценностей так же мало, как явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств. Однако это справедливо, если мы имеем в виду не отдельного человека, а все человечество. У отдельного же человека диапазон ценностей, т.е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов.
Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации.
В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группу ценностей: материальные, социально-политические и духовные.
Материальные ценности - это ценностно-значимые природные объекты и предметы, т.е.  средства труда и вещи непосредственного потребления . К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям - предмет материального мира, созданные в результате труда, а также предметы культурного наследия прошлого.
Социально-политические ценности - это ценностное значение социальных и политических явлений, политических актов и действий . К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т.д.  
Духовные ценности - это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выраженная в соответствующих формах . Духовными ценностями считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и т.д.
При всем своем различии материальные, социально-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из видов имеется аспект другого вида ценностей. Более того, есть ценности, которые можно отнести и к материальным, и к социально-политическим, и к духовным. Это, прежде всего ценности, имеющие общечеловеческую значимость. Среди таковых - жизнь, здоровье, свобода и т.п. 
Второе основание классификации ценностей - по субъектам. Здесь различают ценности индивидуальные, групповые и общечеловеческие.
Индивидуальные, или личностная, ценность - это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека . Любая ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценить предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида. Они определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и другими индивидуальными особенностями людей. 
Групповые ценности - это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей (класса, нации, трудового коллектива) . Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в него индивидов едиными интересами, ценностями ориентациями.
Общечеловеческие ценности - это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового сообщества . К общечеловеческим ценностям относятся: во-первых, социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества. Во-вторых, к таковым относятся общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения (социальная справедливость, человеческое  достоинство, гражданский долг и т.п.). К общечеловеческим ценностям относятся также природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка.
С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три следующие группы :
1.    Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, без которые нормальное функционирование общества и человека не нарушается.
2.    Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться. 
3.    Высшие ценности - это предельные по своей значимости, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивида, они приобщают к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер.
К высшим ценностям относятся часть материальных и социально-политических ценностей. Это, прежде всего: мир, жизнь человечества; представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины); ценности самосохранения (жизнь, здоровье); ценности самоутверждения, самореализации; ценности, характеризующие выбор личных качеств (честность, храбрость, верность, справедливость, добро).
informsky.ru
1 2 3