informsky.ru
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА"

Учебная дисциплина "Конституционное право РФ"


Курсовая работа
Конституция - Основной Закон Российской Федерации

Саратов 2012

Содержание
Введение                                                                                               
1. Понятие и социальная сущность Конституции. Вид
Конституций    в  Российской Федерации.                                                                         
2.  Юридические свойства Конституции РФ. Прямое действие норм
Конституции
3. Основные этапы развития российских Конституций. Общая
характеристика Конституции РФ 1993 года
Заключение
Список  использованной  литературы   
Введение
Термин "constitutio" переводится с латыни как "учреждение", "устройство". По свидетельство памятников права, он был известен еще рабовладельческому и феодальному обществам. "В Древнем Риме так именовались отдельные акты императорской власти, в некоторых феодальных государствах - хартии, отражавшие компромисс между королевской властью, феодалами, городами". 
Но проявление конституций в современном их значении - как основных законов государства и общества - составляет особенность более позднего времени, относится к периоду буржуазных революций. Впервые такое определение понятие "конституция" было дано в ст. 16 знаменитой французской декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 года, где сказано: "Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции" .
Конституция вошла в человеческую цивилизацию как носительница трех идеалов:
а) ограничение пределов власти государства, его органов и должностных лиц;
б) учреждение механизмов и процедур осуществления властных функций;
в) определение юридических границ вмешательства государства в сферу политической, экономической и социальной свободы индивида.
Цель курсовой  работы состоит в изучении понятия, социальной сущности Конституции, видов Конституций в Российской Федерации, изучении юридических свойств Конституции и прямого действия норм Конституции, а также изучение основных этапов развития российских Конституций, общей характеристики Конституции РФ 1993 года.
1.    Понятие и социальная сущность Конституции. Виды Конституций Российской Федерации
Конституция - основной закон государства,  регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством,  закрепляющий основы конституционного строя,  организацию государственной власти.  Прообразом  конституций  являлись хартии (уставы)  средневековых городов,  добившихся "вольностей" от монарха или крупных феодалов, аналогичные акты богатых городов - республик центральной, южной, северной Европы. Первые конституционные акты в современном значении были приняты в конце 18 века (США, Франция, Польша).
Обычно Конституция - явление демократического порядка, она принимается народом (или при его участии), ограничивает институты власти, гарантирует права личности.
Социальную сущность Конституции большинство авторов определяют как баланс социальных интересов, представленных в обществе. Близко к этому объяснение сущности Конституции как социального плюрализма, политического компромисса.
Этот важнейший политико-правовой акт служит опорой политической и социально-экономической системы, утвердившейся в обществе и государстве. Он, с одной стороны, призван обеспечить стабильность существующих государственных и политических институтов, с другой - делает возможным их динамичное развитие, а в целом ряде случаев позволяет осуществлять радикальные реформы без существенного изменения базовых (основных) норм. Такие нормы также отличаются стабильностью, так как рассчитаны на действие в течение длительного времени.
Конституция имеет свой предмет регулирования, во многом схожий с предметом конституционного права как отрасли права. Она - ведущий источник национального права, оказывающий доминирующее и целенаправленное воздействие на всю систему нормативных и правоприменительных актов. В отечественном правоведении принято употреблять понятия "Конституция" и "Основной закон" как тождественные.
Статья 1 Конституции Российской Федерации гласит: "Российская Федерация - Россия есть демократическое государство с республиканской формой правления".
Статья 3  Конституции РФ говорит о том, что "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". 1
Относительно видов конституций можно выделить Конституцию Российской Федерации и Конституции субъектов Федерации. Конституция РФ является основным законом, и Конституции республик не могут противоречить Конституции РФ.
Более подробно о Конституции РФ будет оглашено в п. 3 данной работы, а о Конституциях республик следует рассказать шире и показать их соотношение с Конституцией РФ.
Принятие конституций республик происходило в три этапа:
1.    Республика Саха (Якутия) от 4 апреля 1992 года, Республика Татарстан от 6 ноября 1992 года, Республика Тыва от 21 октября 1993 года, Республика Чувашия от 24 ноября 1993 года, Республика Башкортостан от 24 декабря 1993 года, Республика Калерия от 24 декабря 1993 года.
2.    Республика Коми от 17 февраля 1994 года,  Республика Бурятия от 22 февраля 1994 года, Республика Ингушетия от 27 февраля 1994 года, Республика Калмыкия от 5 апреля 1994 года, Республика Дагестан от 26 июля 1994 года, Республика Северная Осетия - Алания от 12 ноября 1994 года, Республика Удмуртия от 7 декабря 1994 года.
3.    Республика Адыгея от 10 марта 1995 года, Республика Хакасия от 25 мая 1995 года, Республика Марий Эл от 24 июня 1995 года, Республика Мордовия от 21 сентября 1995 года, Республика Карачаево-Черкесия от 5 марта 1996 года, Республика Алтай от 7 июня 1997 года, Республика Кабардино-Балкария от 1 сентября 1997 года. В большую часть Конституций впоследствии были внесены изменения и дополнения, дающие их новую редакцию, либо были приняты новые (Калерия, Чувашия, Дагестан).
Часть 2 ст. 5 Конституции РФ называет республики государствами. Начавшийся в 90-х годах процесс суверенизации автономных республик привел к принятию Деклараций о государственном суверенитете республик и к формированию концепции этнической государственности. Согласно этой концепции народ, проживающий на территории республики, является носителем государственного суверенитета и единственным источником власти.
Так, например, в одном из выступлений Президент Республики Татарстан отметил важность этнической государственности: "самоопределение было не просто национальным - суверенитет провозглашался от имени многонационального народа Татарстана, что обеспечивало политическую стабильность, баланс интересов, возможность свободного развития культур всех народов, проживающих в республике".
Государственный суверенитет был провозглашен конституциями Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Республики Адыгея, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания, Республики Алтай. Указанные субъекты закрепили положения о верховенстве конституций республик, право республик приостанавливать действие правовых актов Российской Федерации на территории республики, факт вхождения республики в состав Российской Федерации на договорной основе, право собственности на природные ресурсы, находящиеся на территории республики, не соответствующие Конституции РФ.
Суверенитет  как политико-правовая категория   выражает   внутреннюю   самостоятельность   субъекта -





1 2 3 4 5 6 7 8