informsky.ru
носителя, которая проявляется в верховенстве независимости, политической и экономической свободе. Суверенитет представляет собой, прежде всего государственно-правовое явление.
Исходя из научной концепции, Конституционный суд РФ в постановлении от 7 июня 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"  и определении от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан признал положения о государственном суверенитете республик не соответствующими федеральной Конституции.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ Конституция РФ не допускает иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России и, следовательно, не предполагает какого-либо государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.
Республики образованы по национальному признаку. Наименование республик соответствует названию титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Конституции республик уделяют особое внимание представителям титульной национальности. Например, в соответствии со ст. 6 Конституции Республики Дагестан  государство признает и уважает национально-культурную и историческую самобытность народов Дагестана, создает условия для сохранения и развития культурных и исторических традиций народов Дагестана.
В первых главах, закрепляющих основы конституционного строя, конституции республик подчеркивают приоритет прав и свобод граждан. Например, ст. 2 Конституции Республики Бурятия в редакции от 30 апреля 2004 года устанавливает, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность, права и свободы являются высшей ценностью в Республике Бурятия.
Конституции республик устанавливают запрет на изменение территории и статуса субъекта без его согласия.
Существенным атрибутом государственности некоторых республик как субъектов Российской Федерации оставалось установление республиканского гражданства. Так, в соответствии со ст. 6 Конституции Кабардино-Балкарской Республики1  в ред. От 2 июля 2003 года, республика имеет свое гражданство. Каждый гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Кабардино-Балкарской Республики, является ее гражданином. Гражданин Кабардино-Балкарской Республики, согласно Конституции республики, одновременно является гражданином Российской Федерации, обладает на ее территории всеми правами и свободами, несет  равные  обязанности, предусмотренные Конституцией РФ И Конституцией Кабардино-Балкарии. Большинство республик после принятия Федерального закона от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации" уже отменили нормы о республиканском гражданстве в собственных конституциях.
В конституциях республик отдельные главы посвящены государственному устройству и административно-территориальному делению. Например, ст. 4 Конституции Республики Башкортостан в ред. от 3 декабря 2002 года констатирует, что Республика Башкортостан является полноправным субъектом Российской Федерации, входит в состав Российской Федерации на добровольной и равноправной основе.
Определяя государственно-правовой статус республик, конституции фиксируют предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и республик, а также предметы ведения республик.
Регламентация административно-территориального деления республик сопровождается указанием в конституциях на их виды (районы, города республиканского значения, города районного значения, сельсоветы, поселки) и закреплением конкретного перечня административно-территориальных единиц.
Специфику конституционно правового статуса республик в составе Российской Федерации подчеркивает и факт установления ими государственных языков. В соответствии с Конституцией Бурятии 2 государственными языками являются бурятский и русский язык (ст. 67).
Наряду с государственными языками гарантируется сохранение и развитие языкам недоминирующих этнических общностей.
Как показывает практика государственно-правового развития России, договорные, согласительные, координационные и иные механизмы, направленные на достижение взаимопонимания между Федерацией и ее субъектами, далеко не всегда достигают поставленных целей. Ответственность субъектов федеративных отношений за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления и регулирования остается одной из наименее разработанных проблем. Отсутствие теоретически обоснованной и адекватно применяемой в государственной практике концепции ответственности субъектов федеративных отношений правоотношений препятствует выполнению поставленных перед современной Россией задач государственного строительства.
В условиях игнорирования властями ряда субъектов РФ требований и законных интересов Федерации последняя вынуждена прибегать к использованию принудительных мер обеспечения государственного и правового единства страны. Подробное обращение к мерам федерального принуждения вполне допустимо и является нормальным правовым инструментом в том случае, если меры подобного принуждения предварительно прописаны в конституционном законодательстве и все субъекты федеративных правоотношений осведомлены о возможном применении инструментов правового воздействия.
Также можно выделить виды Конституций по следующим основаниям:
1.    по форме:
- писаные - это Конституции, составленные и принятые в виде единственного документа;
- неписанные - Конституции, которые состоят из нескольких законов, содержащих конституционные нормы (а также правовых обычаев и судебных прецедентов). Неписанные Конституции действуют в Великобритании, Швеции, Израиле;
2. по способу изменения, внесения поправок и дополнений:
- обычные - Конституции, которые принимаются и изменяются, как обычные законы (Конституция РСФСР 1978 года);
- жесткие - Конституции, предусматривающие очень сложный порядок изменения и внесения поправок, влекущий фактическую невозможность изменять Конституцию (Конституция РФ 1993 года);
3. по степени соответствия и несоответствия существующим общественным отношениям:
- действительные Конституции, которые справедливо отражают существующие общественные отношения (обычно Конституции демократических государств);
- фиктивные Конституции, которые не отражают существующих общественных отношений и зачастую являются документом, который в реальной жизни не соблюдается (как правило, конституции авторитарных и тоталитарных государств).
Безусловно, право Федерации на применение всего комплекса мер по защите своего государственного, экономического и правового единства является неотъемлемым элементом ее статуса. Однако при неразработанности механизмов регулирования федеративных отношений любые, даже самые целесообразные и оправданные действия Федерации ее властей по защите интересов единой государственности.

2.    Юридические свойства Конституции РФ. Прямое действие норм Конституции
Юридические свойства Конституции принимаются в литературе неоднозначно, чаще всего как качества, детерминирующие особую правовую природу и делающие ее Основным законом. Это нормативность, наивысшая юридическая сила, специальный порядок принятия и изменения конституционных норм.
Все российские конституции (начиная с 1918 года) были по форме едиными консолидированными актами - документами. В ряде зарубежных государств (Великобритания, Новая Зеландия) существуют несистематизированные основные законы, представленные в виде множества (совокупности) важнейших парламентских актов, судебных решений, отдельных общепризнанных правовых обычаев.
Юридические свойства Конституции - ее признаки как Основного закона государства.
Основные юридические свойства Конституции:
-  Конституция - основной закон государства;
-   юридическое верховенство;






1 2 3 4 5 6 7 8