ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права"


Кафедра философии


Учебная дисциплина: Культурология


Реферат на тему:

"Культура Древней Греции"

Саратов - 2012

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ   
ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД (XI-IX ВВ. ДО Н.Э.)  
Мировоззренческие основы культуры.   
Литература.   
Керамика.   
АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.)   
Мировоззренческие основы культуры.   
Игры.   
Письменность и литература.   
Архитектура.   
Скульптура.   
Керамика.   
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV ВВ. ДО Н.Э.)   
Театр.   
Архитектура.   
Скульптура.   
Живопись.   
ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I ВВ.ДО Н.Э.)   
Литература.   
Архитектура.   
Скульптура.   
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.   
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.   
Введение

Античная цивилизация (I тыс.до н.э.- V в.до н.э.), получившая название от латинского слова "антиквус", что значит древний, вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. Античность, чья тысячелетняя история накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа обладает неувядаемой прелестью.
В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:
1.     Гомеровский (XI-IX вв.до н.э.)
2.     Архаический (VIII-VI вв.до н.э.)
3.     Классический (V-IV вв.до н.э.)
4.     Эллинистический (конец IV-I вв.до н.э.)

ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД (XI-IX ВВ. ДО Н.Э.)
В это время изобразительное искусство и архитектура делают лишь первые шаги. Прикладное же искусство отличается более высоким уровнем мастерства.
Мировоззренческие основы культуры.
Мир - "космос" - понимался древними греками как одушевленное, прекрасное сферическое тело, населенное людьми и богами. В античной эстетике главенствовали такие категории, как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония. Чувство порядка и меры - одно из важнейших для античности. "ничего сверх меры!" - гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.
Пластичность - основа греческого миропонимания, поэтому эллины отдавали предпочтение пластическим видам искусства - архитектуре и скульптуре.
Античный мир был ориентирован не на царей и их приближенных (как на Древнем Востоке), а на свободную гражданскую личность, члена полисного коллектива, прославлял и возвеличивал человека.
Литература.
Главными источниками наших сведений об этой эпохе являются два шедевра древнегреческой литературы - "Иллиада" и "Одиссея" Гомера, одного из родоначальников греческой и европейской литературы.
Принято считать, что поэмы эти были написаны в IX-VIII в.до н.э., а до этого существовали в устной традиции. В их основе ежит ахейский эпос - сказание о походе ахейских греков в Трою (город в Малой Азии).
Своими корнями эпическая традиция уходила в период микенской культуры. Эпос был особым видом искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, обширным запасом постоянных характерных эпитетов и сравнений. Эти песни пели тогда сами цари и воины под звуки форминги - разновидности кифары, как это делает Ахилл в "Иллиаде".
Позднее на смену пению пришла рецитация, появились профессиональные певцы - аэды или рапсоды. Из эпической песни выстроены "Иллиада" и "Одиссея"
Эпические поэмы Гомера - своего рода кодекс аристократической морали. Высшей ценностью для знатного воина - эпического героя считаются посмертная слава, вечная память о подвигах доблестного бойца. Сохраняет эту память певец-аэд, который передает ее потомкам.
У Гомера мы встречаем и детально разработанный образ олимпийского пантеона греческих богов. По замечанию древнегреческого историка Геродота, богов грекам сотворили Гомер и Гесиод.
Мир великолепных олимпийцев был чрезвычайно похож на повседневную жизнь и идеалы греческой аристократии. Боги - это как бы облагороженные, "улучшенные" люди, отличающиеся только бессмертием.
Греческая мифология и религия были наполнены гуманистическим звучанием. Если боги схожи с людьми, то люди - с богами: любимые герои греков - Диомед, Аякс, Агамемнон - богоподобны. Люди могли спорить с богами и выходить из споров победителями, как, например, Ахилл или Одиссей.
Керамика.
Наиболее распространенным видом изобразительного искусства в гомеровский период была вазовая роспись, в которой господствовал геометрический стиль (схематический, однообразный узор). Лучшими образцами этого стиля являются дипилонские надгробные амфоры, найденные в значительном количестве в Афинах (IX в.до н.э.). Поверхность этих сосудов разделена на декоративные пояса, образованные геометрическими узорами: треугольниками, звездочками или другими фигурами. Как полагают некоторые ученые, в геометрические узоры вкладывался скрытый, магический смысл и сам орнамент обретал символическое значение. Сцены на вазах изображали плывущие по морю гребные суда, битвы, похороны героя, соревнования юношей в силе и ловкости.

АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.)
Мировоззренческие основы культуры.
Это   время   глубоких   общественных   перемен в жизни   Эллады, когда   начинается   бурный   прогресс






1 2 3 4 5
informsky.ru