Содержание

Введение
Раздел I. Понятие договора подряда
Раздел II. Содержание договора
Раздел III. Ответственность сторон
Раздел IV. Отдельные виды подряда
4.1  Бытовой подряд
4.2. Строительный подряд
4.3. Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ
4.4. Подрядные  работы для государственных нужд
Заключение
Список использованной литературы

Введение.

    В Гражданском кодексе Российской Федерации "Подряд"  занимает  статьи  с 702 по 768. Общие положения о подряде (ст. 702-729).  Одна  из  особенностей Кодекса состоит в расчленении единого договора подряда. Для уяснения  смысла этой  и  непосредственно  связанных  с   нею   новелл,   внесенных   в   ГК, целесообразно  обратиться  к  истории  правового  регулирования  подряда.  В первом Гражданском кодексе 1922 года существовала единая  глава  о  договоре подряда. Предполагалось, что она  охватит  любые  виды  работ.  Единственное исключение было сделано для отношений, в которых  заказчиком  являлся  орган государства. На них должно было распространяться  действовавшее  параллельно с Гражданским кодексом,  принятое  немногим  ранее  самого  ГК  Положение  о государственных подрядах и поставках.  По  мере  огосударствления  экономики потребность в указанном Положении отпала. Но зато  на  уровне  правительства принимались Правила о договорах подряда на капитальное строительство,  а  на уровне различных ведомств - Правила о договорах на  выполнение  проектных  и изыскательских работ и некоторые иные специальные акты.
    Второй Гражданский кодекс РСФСР разделил подряд на две  главы.  Сохранив для  одной  то  же  наименование  "Подряд",  он  назвал  вторую  "Подряд  на капитальное строительство".
    Первая  из  этих  глав  предполагала  необходимость  издания  в   рамках законодательства Союза ССР  и  РСФСР  Правил  об  отдельных  видах  договора подряда  между  организациями,  а  также  Правил  о  договорах  подряда   по обслуживанию бытовых потребностей граждан  (бытового  заказа).  Кроме  того, предполагалось  утверждение  на  уровне  Совета  Министров   РСФСР   типовых договоров  бытового  заказа  по  отдельным   видам   обслуживания   граждан.
    Одновременно было признано, что отступления от  условий  типовых  договоров, ограничивающие права заказчиков, недействительны.
    Вторая  глава  предусмотрела  издание  Советом  Министров  СССР  либо  в установленном им порядке правил, относящихся к указанному договору.
    Существование в ГК РСФСР 1964 года за пределами договора подряда  такого же самостоятельного  договора  подряда  на  капитальное  строительство  было связано с общей тенденцией законодательства к выделению  плановых  договоров между социалистическими  организациями  (хозяйственных  договоров).  Под  ее влиянием таким же образом, как это было сделано с подрядом,  ГК  РСФСР  1964 года выделил из купли-продажи поставку. Вполне объяснимо  поэтому,  что  уже Основы гражданского законодательства 1991 года,  принятые  в  период,  когда начали  складываться  новые  экономические  отношения,  вернули  поставку  в состав  купли-продажи.  Аналогично  поступили   с   договором   подряда   на
капитальное строительство. В результате в Основах 1991 года стали едиными  и купля-продажа, и подряд.
    В этой единой главе "Подряд" выделили три статьи, каждая из которых была посвящена соответственно  договору  подряда  на  капитальное  строительство, договору подряда на производство проектных и изыскательских работ,  а  также договору  о  выполнении  научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских работ.  Так  были  заложены  предпосылки   для   дальнейшей   дифференциации подрядных отношений.
    Принципиальная особенность нового ГК РФ состоит в  том,  что  ранее  единый договор подряда разделен на три самостоятельных  договора  (имеются  в  виду главы 37, 38 и 39).
    Проведение разграничения между этими договорами  имеет  важное  правовое значение, поскольку каждая из глав решает нередко одни и те же  вопросы  по разному (с учетом специфики отношений).  По  этой  причине  при  определении содержания заключаемого договора, равно как и при решении спора,  возникшего по поводу заключенного договора, ключевое значение имеет  природа  договора:
относится ли он к типу договоров, выделенных в главах 37, 38 или 39 ГК.
Новый Гражданский кодекс возвратился к известному еще со времен Древнего Рима и сохранившемуся в большинстве современных кодексов сосуществованию двух близких, но все же самостоятельных договоров: подряда и возмездного оказания услуг. Первый отличается тем, что имеет в виду работы, которые ведутся в соответствии с указанием заказчика, при этом предметом договора служат не работы сами по себе, а работы и их материальный результат.
    Следовательно, подряд строится по формуле: нет результата - нет и исполнения договора. Иное дело - договор услуг. В нем предметом являются услуги, которые по общему правилу либо вообще не имеют результата либо их результат носит нематериальный характер

1. Понятие договора подряда.

    ГК РСФСР 1964 г. расчленял договор подряда  на  "Подряд"  (глава  30)  "Подряд  на  капитальное  строительство"   (глава   31).   Договор   подряда применялся   в    правоотношениях    между    гражданами,    гражданами    социалистическими   организациями,   а   также    между    социалистическими организациями. Однако по мере развития рыночных отношений, а точнее,  уже  в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991  г.  подряд на капитальное строительство возвращается в состав подряда,  при  отсутствии разделения   понятия   "подрядчика"   по   субъектному   составу.   Основами допускалось расширение видов подрядных работ: подряд  (ст.ст.91-94);  подряд на  капитальное  строительство  (ст.95);  договор  подряда  на  производство проектных и изыскательских  работ  (ст.96);  договор  о  выполнении  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ  (ст.97);  отдельные  виды подрядных  работ  (ст.98).В  новом  ГК  Российской   Федерации   отсутствует законодательное закрепление договора подряда на  капитальное  строительство.
    Чем это вызвано? Прежде всего тем, что в  законодательстве  по  капитальному строительству действовало  несколько  тысяч  законодательных  и  нормативных актов, которые нередко противоречили не  только  друг  другу,  но  и  самому Кодексу. Зачастую эти нормативные акты предусматривали оплату  работ  не  по мере сдачи готовых объектов, а периодически, за сам факт работы  строителей.
    Это имело  прямым  следствием  потерю  интереса  исполнителей  к  завершению возведения объектов,  развитие  "долгостроя",  рост  объемов  незавершенного строительства.  Во-вторых,  договор  подряда  на  капитальное  строительство искусственно принижал значимость строительного подряда вообще,  строительно-монтажных и ремонтных работ.
    Учитывая это,  новый  ГК  РФ  дифференцирует  подряд  по  трем  основным критериям,  в  зависимости  от:  конечной  цели   результата   работ;   чьим иждивением  (трудом)   исполняются   работы;   распределения   риска   между сторонами. Во всех предшествующих Гражданских кодексах  целью  подряда  было "выполнение определенных работ по заданию заказчика" (см., например,  ст.350 ГК РСФСР 1964 г.). Новый же Кодекс признает сутью подряда не работы сами  по себе, а "достижение результата работ". И еще одна особенность  подряда.  Это вопрос, чьим иждивением, или иначе говоря,  из  чьего  материала  (заказчика или подрядчика) должны выполняться  подрядные  работы.  Прежнее  гражданское законодательство давало простор контрагентам подрядного договора в  принятии решения о том, из чьего материала (чьим иждивением)  осуществляются  работы.
informsky.ru
1 2 3 4 5 6