РЕФЕРАТ
по дисциплине Культурология
тема: "Эстетика"

Содержание
1.    Понятие эстетики
2.    Особенности эстетического отношения к миру
3.    Эстетический взгляд
4.    Эстетический идеал
5.    Эстетические ценности
6.    Л.Н. Толстой:"Чем люди живы"
       Список литературы

Понятие эстетики

Слово эстетика происходит от греческого "айстетикос" - чувствующий, чувственный относящийся к чувственному восприятию. Как известно, само понятие ввел Н.Баумгартен лишь в 18 веке. Однако история эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности.
Многообразие использования слова "эстетика" за пределами науки - свидетельство широкой содержательности этого понятия. "Всюду, где речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстного любования - закладывались традиции эстетического анализа. " [О.А. Кривцун "Эстетика"] При рассмотрении понятия эстетика можно вспомнить вербально созвучное ему понятие этика, прерогативой которого является доброе (также как прерогатива науки - истинное). Хотя, думается что, прежде всего понятие эстетика относится к творению человеческих рук, и даже его действиям, а затем уже к чему-то, рожденному самой природой. Получение эстетического удовольствия о просмотре театральной постановки или примерки шляпки, созданной именитым дизайнером и любование гладью озера несколько различны. В большинстве энциклопедий эстетика объясняется как учение о прекрасном (или об изящном у В. Даля) прежде всего в искусстве, а затем уже в жизни. Что же, дизайн не является искусством, тем самым можно сказать, что он относится к категории жизнь, здесь уже возникает вопрос, что же рациональнее поставить на первое место? Хочется думать, что жизнь. Поначалу эстетика была инструментом философов, позднее теологов, уже в средние века понятием стали пользоваться художники, т.е. практики, уже в современном обществе критерии и принципы эстетики стремятся применить к формообразованию в архитектуре и дизайне. Можно сделать вывод, что особая природа эстетики как науки состоит в ее  междисциплинарном характере. Эстетика ориентирована на выявление универсальных критериев для чувственного восприятия выразительных форм окружающего мира. "В широком смысле это универсалии строения произведения искусства, художественного творчества и восприятия, универсалии художественной деятельности вне искусства" (дизайн, промышленность, спорт, мода и др.), универсалии эстетического восприятия природы. Эта последовательность взята из той же работы О.А. Кривцуна. Как видно, восприятие природы стоит на последнем месте. Трудность владения эстетическим знанием состоит в том, что оно одновременно представляет собой: единство логической конструкции, высоких философских обобщений, нормативности, совмещающихся с проникновением в импульсы человека творчества, реальные парадоксы жизни, социального и культурного бытия.
Таким образом, полное определение эстетики с точки зрения ее метода должно звучать следующим образом: эстетика это система закономерностей, категорий, общих понятий, отражающая в свете определенной практики существенные эстетические свойства реальности и процесса ее освоения по законам красоты, в том числе бытия и функционирования искусства восприятия и понимания продуктов художественной деятельности

Особенности эстетического отношения к миру

Эволюция взглядов на сущность "эстетического". Истоки эстетической практики и эстетических знаний уходя вглубь человеческой истории. Свидетельства проявления первобытными людьми эстетического отношения к окружающей действительности, своих художественных наклонностей в виде  орнаментально украшенных орудий труда и быта, наскальных изображений, животных наука относит к ориньяко - солютрейскому периоду верхнего палеолита (35 - 10 тыс. лет назад). Оценка "полезность", "добра" и "красоты", как и впрочем "вреда", "зла" и "уродства", изначально предстает недифференцированной, слитной, фиксирующей лишь в самом общем виде положительное или отрицательное значение для человека предметов и явлений, попадавших в сферу их практического освоения и познания. Отголоском этой особенности в наше время можно считать употребление понятия "прекрасного" как в эстетическом значении (очень красивый), так и в этическом (прекрасный человек, прекрасный поступок), а также утилитарном (очень хорошее, очень полезное и удобное). Полисемантизм слова "прекрасное" характерен пи его использовании не только в русском, но и во многих других европейских языках. Опираясь на комплекс современных научных знаний о человеке, следует исходить из того, что его развития и достаточно самостоятельная способность к  собственно эстетической рефлексии, эстетическому чувствованию (переживанию) и эстетической оценке - итог длительной эволюции, становления человека как общественного существа в процессе активного освоения им окружающей действительности, приспособления к своим нуждам естественно - природных сил, условий и факторов социального взаимодействия, их прогрессирующего очеловечивания, приложения к ним "человеческой меры". Проявившись  наиболее ярко в художественном творчестве, в искусстве, эта способность стала в истории человечества одним из мощных и уникальных факторов сохранения и закрепления духовного опыта, облагораживания окружающей человека среды, воспитания и уточнения его чувств. Эстетический опыт человечества, накапливаемый и кристализируемый в довольно разветвленной системе культуры, богат и разнообразен. Эстетические знания - его неотъемлемая часть. Их накопление и развитие прослеживается во всех культурно - исторических периодах всемирной истории - от древнешумерской цивилизации (3-2,5 тысячелетий до н. э) через античность к средневековью и от эпохи Возрождения к Новому и Новейшему времени, вплоть до наших дней.
Возникновение эстетики в середине 18 века как специальной области гуманитаристики, генетически связанной с философией, собственно, и стало ответом на данную потребность в развитии эстетического знания. В этом отношении, при всей случайности конкретных условий, несовершенстве форм проявления и логического выражения этой потребности, оформление эстетики в самостоятельную научную дисциплину явилось закономерным следствием развития познавательного процесса обогащения и дифференциации знаний.
Данный аспект в понимании предмета эстетики, однако, не связан с умалением места и роли искусства в эстетических исследованиях. Искусство, выражая эстетическое отношение человека к миру посредством художественно - образного моделирования, занимает в предметном поле эстетики свое определенное и весьма заметное место.
Природа эстетического отношения к миру в своей основе и в этом смысле между искусством и реальной жизнью нет непроходимой грани. Неслучайно, мы постоянно сравниваем реальную действительность с творениями искусства, которые, в свою очередь, проверяем, соотносим с жизнью. Попытки игнорировать или вовсе исключать из этого взаимодействия ту или иную сторону несостоятельны и ведут в тупики либо голого эстетизма, либо ползучего утилитаризма и бытовизма жизни, исключительно рассудочного к ней отношения.
Из истории эстетической мысли известны примеры сведения предмета эстетики к некой совокупности норм и канонов для искусства. Наиболее последовательно данная точка зрения была выражена в теории и практике классицизма. Никола Буало (1636 - 1711) - яркий представитель этого направления в эстетике, в частности, призывал художников "прислушаться чутко к достойным доводам и знанья, и рассудка", представленным в виде свода отвлеченных идей и правил, коим надлежало неукоснительно следовать пи создании произведений искусства.

Эстетический взгляд

В современных условиях модернизации системы народного образования с особой  остротой встает  проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом процессе важнейшее значение отводится, прежде всего, изобразительному, декоративно - прикладному   искусству,
1 2 3
informsky.ru