РЕФЕРАТ
по дисциплине Культурология
тема: "Феномен массовой культуры"


Содержание:
Введение
1.    Подходы к феномену массовой культуры
1.1.    Социальные основы массовой культуры
1.2.    Функциональность культуры
2.    Виды субкультур
2.1.    Субкультура сельских производителей
2.2.    Субкультура городских производителей
2.3.    Элитарная субкультура
2.4.    Криминальная субкультура
3.    Причины возникновения массовой культуры
3.1.    Освоение обыденной культурой
3.2.    Процессы освоения обыденной культуры
3.3.    Национальная культура
4.    Современная массовая культура
4.1.    Основные проявления массовой культуры
4.2.    Основные направления современной массовой культуры
5.    Две точки зрения на массовую культуру
5.1.    О пользе массовой культуры
5.2.    Массовая культура - зло
Заключение
Список использованной литературы


Введение.
Тема моего реферата посвящена такому феномену, как массовая культура. Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных развитых сообществ, остается сравнительно малоосмысленным феноменом с точки зрения общей теории культуры.
С завершением формирования индустриального общества связывают и становление массовой культуры. Предпосылками этого процесса выступили массовая миграция населения в города. Возникновение многомиллионных армий, развитие различных обществ, движений и объединений, формирование политических партий и электоратов и интенсификация процесса управления.
Массовая культура, понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации [8;199]. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры, на мой взгляд, носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, "мыльная опера") до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, "интеллектуальный" детектив, поп-арт).
Также я считаю, что для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Актуализируя и предугадывая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает ее потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и других ожиданий.
Феномен массовой культуры существует, а телевидение является самым эффективным средством тиражирования и распространения этой культуры. Массовая культура воздействует на массовое сознание, связана со средствами массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулятивный характер [7;173]. Средства массовой информации представляют собой большую угрозу для независимого человека, она обладает опасным орудием внушения, орудием социальной дрессировки человека.


1. Подходы к феномену массовой культуры.
Интересные теоретические основания исследования социальных функций культуры (и в том числе массовой) были разработаны в последние годы Э. Орловой [2;218]. В соответствии с ее концепцией в морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной культуры, осваиваемой человеком в процессе его общей социализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и общего образования), и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования. Промежуточное положение между этими двумя областями с функцией транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию человека и занимает массовая культура. Подобный подход к феномену массовой культуры представляется весьма эвристичным. В данной работе поставлена цель углубленного размышления о социально-функциональных характеристиках массовой культуры в русле этой концепции и соотнесения ее с концепцией социальных субкультур.
Со времени разложения первобытного общества, начала разделения труда, социальной стратификации в человеческих коллективах и сложения первых городских цивилизаций возникла и соответствующая дифференциация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных с их образом жизни, материальными средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии и символики социальной престижности. Эти дифференцированные сегменты общей культуры того или иного исторического сообщества со временем стали называть социальными субкультурами. В принципе число таких субкультур может быть соотнесено с числом имеющихся в сообществе специализированных областей деятельности (специальностей, профессий), но задачи данной статьи не требуют столь мелкого структурирования культуры [2;218]. Достаточно выделить лишь несколько основных социально-классовых (сословных) субкультур, объединяющих большие группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве средств физического и социального существования человека, в поддержании или нарушении социальной организации и регуляции жизни общества (порядка).


1.1. Социальные основы массовой культуры.
Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре [5;74]. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.
В целях урбанизации и интенсивного движения (то есть массовая миграция населения в города), происходит резкий разрыв старых связей между людьми и поколениями, а монополия церкви и власти на управление сознанием людей подрывается. В соперничество за сознание человека вступают частные производители информации, товаров и услуг массового потребления. Они занимаются разрешением ставшей актуальной проблемой стандартизации социально-культурных установок, интересов и потребностей населения, управление политическим поведением, идеологическими ориентациями, потребительским спросом человека. Это требовало создания канала трансляции знаний, установок и норм, а также социально-значимой информации широким массам населения, всей нации.
Первым шагом стало введение всеобщего обязательного начального и среднего образования, затем развитие средств массовой информации, демократизация политических процедур (выборы). Огромную роль сыграло изобретение кинематографа, фотографии, граммофонной записи, ставших основой массового искусства, не требующего даже элементарной грамотности для своего восприятия.
Современная массовая культура, так или иначе, связана со средствами массовой информации, она опосредована техническими возможностями второй половины XX века (кассеты, спутник, связь, видеофильм). В такой ситуации массовые общества выступают и носителями культуры и средством манипулирования [7;174].







1 2 3 4 5 6 7 8
informsky.ru