1.2. Функциональность культуры.
Функциональность культуры в массовом обществе определяется по разным измерениям [4;196], среди них:
- обеспечение социализации человека в условиях сложной и неустойчивой среды большого города. Через массовую культуру человек учится новым способам регуляции своего поведения, новым ценностям и социальным ролям, необходимым стилям поведения и образу жизни, форме отношений между людьми, возможностям разрешения конфликтной ситуации.
- массовая культура удовлетворяет потребность в восстановлении сил и отвлекает индивида от интенсивной гонки жизни за успехом. Она складывается не только на основе развлекательно-религиозных форм искусства, спорта, игр, но и постоянно расширяющейся сферы потребления пищи, одежды, бытовой техники, предметов обихода, образования. Все поступает к человеку через механизм массовой культуры.
Эта культура характеризуется всеобщностью, охватывающей серединную часть современного общества, но при этом затрагивает и состоятельную элиту, и маргинальные слои [3]. Предшествующая массовой популярная культура лишь претендовала на всеобщность. Массовая культура приобретает этот характер в силу перестройки общественной структуры, вызванной ростом среднего класса (более 50 %). Качественным выражением превращения культуры в средство стимуляции потребления и сам продукт потребления является реклама. Информационная нагрузка рекламы все больше сводится к минимуму, в пользу манипулирования индивида. Она нацеливает человека на реализацию первичных ценностей, связанных с материальным потреблением либо социальным престижем, имеющим предметное воплощение. Реклама создает иллюзию независимого выбора, подчиняя себе человека, навязывая ему иллюзорную потребность [8;198]. Именно деперсонификация и конформизм поведения человека, избавленного от необходимости сложного и долгого приобщения к высокой культуре, и является важнейшей чертой массовой культуры. Всеобщность массовой культуры не исключает ее жанрового разнообразия и структурирования в зависимости от социальных, возрастных, субкультурных различий.
В ситуации массового общества и обслуживающей его культуры структура человеческого бытия задается человеку как набор стандартных ситуаций и известных наперед программ: правильный политический строй, единственно верное учение, мода на имидж, сексуальный символ, звезды спорта и эстрады. Массовая культура является "эрзац"-продуктом в высоких областях культуры, не порождает собственных смыслов, а лишь имитирует явления специализированной культуры, пользуется ее формами, смыслами, не редко редуцируя их до уровня малокультурного потребления. Но ее нельзя оценивать однозначно негативно. Порожденная процессами социальной модернизации, массовая культура выполняет функцию инструмента обеспечения первичной социализации личности в условиях национального общества со стертыми сословно-классовыми границами. Она же выполняет своеобразную функцию транслятора смысла от специализированного смыслом [4;197].


2. Виды субкультур.
Поскольку любое общество не однородно, а состоит из множества групп (национальных, возрастных, социальных, профессиональных и т.д.), возникают малые культурные миры - субкультуры (сельская, городская, элитарная субкультура, криминальная субкультура и др.).


2.1. Субкультура сельских производителей.
Субкультура сельских производителей [6;321], называемой народной (в социально-демографическом плане), или этнографической (в плане наибольшей концентрации соответствующих специфических черт). Функционально эта культура производит главным образом средства поддержания физического (витального) существования людей - в первую очередь продукты питания. С точки зрения основных характеристик, этой субкультуре свойственен низкий уровень специализации по отдельным профессиям ("классический" крестьянин, как правило, работник-универсал: и земледелец, и скотовод, и рыбак, и плотник одновременно, если только особые условия ландшафта не специализируют его более узко); низкий уровень индивидуальных социальных притязаний людей; незначительный разрыв между обыденной культурой крестьянского бытия и специализированными знаниями и умениями сельскохозяйственного труда. Соответственно и способ социального воспроизводства этой субкультуры в основном не выходит за рамки простой межпоколенной трансляции местной традиции природопользования и связанных с ней картины мира, верований, рациональных знаний, норм социальных отношений, обрядов и т. п., передача которых осуществляется в формах обыденного воспитания детей в семье и не требует какого-либо специального образования.


2.2. Субкультура городских производителей.
Несколько иные функции имеет субкультура городских производителей [6;322], которая на заре цивилизации формировалась как ремесленно-торговая, а позднее стала называться буржуазной (бюргерской), промышленной, пролетарской, постбуржуазной (социалистической) и т. п., хотя функционально оставалась той же самой. Эта культура производит средства не столько витального, сколько социального существования людей - орудия труда, оружие, предметы обихода, энергию, транспорт, связь, городскую среду обитания, знания о мире и о человеке, средства обмена (деньги) и механизмы их функционирования, торговлю, эстетические ценности и пр. Причем все это, как правило, производится в товарных объемах. Для данной субкультуры характерны сравнительно высокий и неуклонно повышающийся уровень профессиональной специализации ее субъектов (даже ремесленник античных времен - более или менее узкий специалист в своем деле, не говоря уже о более поздних мастерах, инженерах, врачах, ученых, художниках и пр.); умеренный уровень личных социальных притязаний (те представители городской субкультуры, которые отличаются повышенными социальными амбициями, обычно стремятся уйти в элитарную или криминальную сферы, а амбиции средних городских производителей, как правило, сравнительно умерены). Разрыв между обыденной и специализированными составляющими этой культуры в древности был небольшим (специальность ремесленника или купца осваивалась в процессе домашнего воспитания), но по мере научно-технического развития он намного увеличился (особенно в наукоемких профессиях). Соответствующим образом разделились и процессы социального воспроизводства этой субкультуры: обыденная культура среднего горожанина воспроизводится в рамках семейного воспитания и через институции национального образовательного стандарта (о котором речь пойдет ниже), а специализированная - через сеть средних специальных и высших учебных заведений.


2.3. Элитарная субкультура.
Третья социальная субкультура - элитарная [6;324]. Под этим словом обычно подразумевают особенную утонченность, сложность и высокую качественность культурной продукции. Но это не самая важная черта элитарной субкультуры. Ее главная функция - производство социального порядка (в виде права, власти, структур социальной организации общества и легитимного насилия в интересах поддержания этой организации), а также обосновывающей этот порядок идеологии (в формах религии, социальной философии и политической мысли). Элитарную субкультуру отличает очень высокий уровень специализации (подготовка священнослужителей - шаманов, жрецов и т. п., очевидно, является наидревнейшим специальным профессиональным образованием); высочайший уровень социальных притязаний личности (любовь к власти, богатству и славе считается "нормальной" психологией любой элиты). Разрыв между обыденной и специализированной составляющими этой социальной субкультуры так же, как и в буржуазной субкультуре, до недавнего времени был не очень велик. Усвоенные с детства знания и навыки аристократического воспитания, как правило, позволяли без дополнительного обучения исполнять обязанности рыцаря, офицера, придворного, чиновника любого ранга, да и монарха. Пожалуй, лишь функции священнослужителей требовали специальной подготовки. Такая ситуация продержалась в Европе до XVIII-XIX веков, когда элитарная субкультура начала сливаться с буржуазной, превращаясь в высший слой последней. Одновременно существенно возросли требования к профессиональной подготовленности исполнителей элитарных функций, что привело к возникновению соответствующих учебных заведений (военных, дипломатических, политико-административных). На сегодняшний день расхождение между обыденным и специализированным слоями элитарной субкультуры стало весьма значительным, ибо правящие круги большинства стран ныне пополняются людьми, как правило, не получившими домашнего аристократического воспитания. Хотя убедительных признаков устойчивого воспроизводства традиций обыденной элитарной   культуры   в  большинстве развитых обществ   нашего






1 2 3 4 5 6 7 8
informsky.ru