В итоге концепция материалистического понимания истории может быть представлена в виде следующей логической схемы.
- Основу истории, или общества, составляет гражданское общество, образуемое процессом производства и порожденной им формой общения;
- это основание определяется материальным производством непосредственной жизни, трудовым отношением, разделением труда;
- центральное место в общественно-производственном организме занимают отношения собственности и соответствующие им отношения распределения, в основе которых лежит разделение труда;
- на этой основе вырастают классовые отношения;
- обусловленное классовым расслоением, возникает государство, а вместе с ним - различные правовые формы;
- наконец, на основе производства и форм общения необходимо проследить возникновение различных форм сознания.
Итак, история человеческого общества - естественно-исторический процесс. Законы истории объективны. И главный из них - в том, что "ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточного простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества".
Разрабатывая философские и социальные вопросы, Маркс и Энгельс показали, что действительным всеобщим методом познания и практики может быть только материалистическая диалектика как наука о развитии в его наиболее полном виде и, одновременно, как Логика и теория познания. Марксистская диалектика - прямая преемница идей античности (Гераклита, Платона) и великих философов Нового времени (прежде всего Фихте и Гегеля). С точки зрения диалектики развитие всегда есть самодвижение, поскодьку источником его являются внутренние противоречия предмета. "Пробным камнем" материалистической диалектики Энгельс называл природу (см. его "Диалектику природы").
Природный мир - не застывшее бытие, а непрерывный процесс возникновения и уничтожения, бесконечное восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.
Субстрат, "носитель" саморазвивающейся системы взаимосвязанных, взаимодействующих явлений, сторон, граней действительности, образующих единое, органическое целое. Мир, с позиций диалектики, внутренне противоречив. Он есть временной процесс, а не только развертывание в пространстве.
Подчеркивая древний характер диалектических идей, Маркс и Энгельс обращали внимание на то, что современное содержание их может и должно разрабатываться на базе новейших достижений естествознания и философского обобщения социальной практики. То, что для древних философов было гениальной догадкой, в философии и науке Нового времени обретает категориальную форму. В своем высшем, категориальном проявлении диалектика есть сущностное обобщение истории - истории природы и (что еще более ценно) - истории общества. Животные, разъяснял Энгельс, тоже имеют свою историю, но они являются пассивными объектами своей истории, "участвуя" в ней без своего ведома и желания, люди же - "и авторы и актеры собственной драмы". [6, с. 337]
Диалектическое понимание природы значительно расширяет понимание сущности и природы материи в движения. Материя - не вещество (как это представляется метафизикам), а объективная реальность в бесконечном многообразии своих форм и проявлений. Движение - не только перемещение в пространстве, но внутреннее свойство материи к изменению и преобразованию. Движение, как и материя, неуничтожимо: неуничтожима внутренняя потенция саморазвития - к порождению новизны, к скачкам, к переходам в противоположность. "В том обстоятельстве, - писал Энгельс, - что эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга, и это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение. Уже здесь обнаруживается, что материя немыслима без движения. И если далее материя противостоит нам как нечто данное, как нечто несотворимое и неуничтожимое, то отсюда следует, что и движение несотворимо и неуничтожимо. Этот вывод стал неизбежным, лишь только люди познали вселенную как систему, как взаимную связь тел. А так как философия пришла к этому задолго до того, как эта идея укрепилась в естествознании, то понятно, почему философия сделала за целых двести лет до естествознания вывод о несотворимости и неуничтожимости движения".
Но с наибольшей полнотой богатство диалектики раскрывает себя на уровне человеческого бытия, социальной реальности. В марксизме разработка материалистической диалектики стала осуществляться на основании признания решающей роли общественной практики в познании и преобразовании объективной действительности. Благодаря этому диалектика приобрела революционно-практический характер, стала "алгеброй революции".
Философия уже не могла ограничиваться только объяснением объективного мира, а стала "активной участницей" его реального изменения, "руководством к действию". Для диалектической философии, - подчеркивал Ф. Энгельс, - нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему.
Принципы материалистической диалектики выступают в качестве регулирующего и направляющего фактора практической деятельности. Они тем самым не только отражают на самом общем уровне объективный мир, но и "творят" его в рамках этого уровня и его возможностей.
Вместе с Марксом еще в период формирования их теории Энгельс пришел к выводу о международном, в конечном счете всемирном, характере предстоящего социального преобразования (превращение истории в эпоху капитализма в подлинно всемирную историю: взаимосвязь развития всех стран и формирование их единой социальной структуры). Этого понимания он придерживался до конца. Об этом свидетельствует и его письмо Полю Лафаргу 27 июня 1893 г., написанное за два года до смерти: "То, что руководство буржуазной революцией принадлежало исключительно Франции… привело, вы знаете куда? - к Наполеону, к завоеванию, к вторжению Священного гоюза", - т. е. к внутреннему перерождению и к иностранной интервенции, в конечном счете к поражению революции.
Вульгаризация материалистического понимания истории среди молодых сторонников марксизма вынудила Энгельса выступить с важными разъяснениями в так называемых "письмах об историческом материализме", где он, в частности, развивает мысль об обратном воздействии надстройки на базис общества. При этом он отмечает и определенную "вину" основоположников марксистской концепции: "Маркс и я отчасти сами виноваты в том, что молодежь иногда придает больше значения экономической стороне, чем это следует" и т. д..
Следует особо подчеркнуть, что - как и Маркс - Энгельс исходил из тех принципиальных убеждений, что только необходимые материальные и духовные, внутренние и внешние (международные) предпосылки делают возможным и необходимым длительный и сложный процесс коммунистического преобразования общества, что исторически становится необходимым не обобществление всего и вся, а обобществление общественных средств производства, что насилие - это вынужденная реакция на насильственное противодействие господствующих классов, что в этом преобразовании заинтересованы прежде всего трудящиеся классы, но оно, в конечном счете, в интересах всего общества, что высшая цель предстоящего преобразования - не политическое господство рабочего класса, не преобразование отношений собственности, а устранение социального неравенства, классовых различий, эксплуатации, создание условий для свободного развития всех и каждого. Ради теоретического обоснования и практического содействия этой исторической необходимости Энгельс и работал всю свою сознательную жизнь.
Резюмируем. Когда-то Ленин, читая впервые опубликованную переписку Маркса и Энгельса, заметил, что фокусом всего содержания ее является диалектика и ее применение к самым разным сферам. Нечто подобное мы наблюдаем и в особенностях теоретического наследия Энгельса: разработка марксистской философии - диалектического материализма и в ее рамках развитие диалектического метода; разработка диалектической стороны марксисткой социологии - материалистического понимания; развитие диалектического понимания не только прошлого и настоящего, но и будущего, как и метода познания этого будущего (его суть - историческая экстраполяция на базе диалектико-материалистического понимания общества и его истории); диалектический принцип историзма не только по отношению ко всему миру, но и по отношению к самой марксистской теории; отсюда накопление в его теоретическом наследстве предпосылок для дальнейшего развития марксизма на базе дальнейшего развития самого общества и всего человеческого познания.
В заключение еще раз резюмируем основные достижения Энгельса, его важнейший вклад в теорию Маркса:
- Определение места марксизма в истории человеческой мысли, его соотношение с теоретическими источниками: философией, историей, политической экономией, предшествующим социализмом и коммунизмом, естествознанием.
- Выделение главных открытий Маркса: диалектико-материалистический метод, материалистическое понимание истории и теория прибавочной стоимости, благодаря которым социализм превратился из утопии в науку. Это дало ключ к пониманию логической структуры марксизма и периодизации истории марксизма.
- Выработка понятий "диалектический материализм", "материалистическое понимание истории", "исторический материализм".
- Разработка диалектического материализма как диалектико-материалистического понимания природы и диалектико-материалистической теории познания. Выделение основных законов диалектики и разработка ряда категорий диалектики.
- Как наиболее важное и актуальное: развитие диалектического аспекта материалистического понимания истории: исторический характер основы и всей структуры общества; возрастание роли общественного сознания. Историзм диалектического мировоззрения обусловил многие конкретные теоретические достижения Энгельса существенно обогатившие теорию марксизма.
- Разработка материалистического понимания военного дела.
- Расширение понятия "рабочий класс", введение понятия "интеллектуальный пролетариат" (пролетарии умственного труда).
- Вклад в теорию партии и теорию демократии006 .
- Разработка методологии научного предвидения и диалектического аспекта научного коммунизма.
- Борьба против вульгаризации и догматизации марксизма. Теоретическая деятельность Энгельса заложила предпосылки дальнейшего развития марксистской теории.

.

informsky.ru
1 2 3 4