3. Принцип гуманизма (по работе К. Маркса "Экономическо-философские рукописи 1844 года")

В начале 1844 года К.Маркс пишет одну из наиболее интересных и дискуссионных работ - "Экономическо-философские рукописи 1844 года", в которой излагается концепция отчуждения. В отличие от предшественников (Г. Гегеля, Л. Фейербаха) в качестве главного вида отчуждения К. Маркс выделяет отчуждение труда.
К.Маркс делает вывод о необходимости революционного устранения отчуждения, частной собственности как его основы, создания коммунистического общества как общества подлинно человеческих отношений.
Таким образом, здесь теоретически обосновывается гуманизм учения К. Маркса, получивший развитие в дальнейшем. Идеи рукописей 1844 года оказали значительное влияние на философию ХХ века и породили попытки противопоставления учения молодого К.Маркса - его зрелым работам.
В "Тезисах о Фейербахе" (1845) К. Маркс подвергает критике созерцательный характер предшествующего материализма, подчеркивает роль практики (материально-чувственной, предметной деятельности) как основы познания. К. Маркс придает понятию "практики" характер категории философии, формулирует принцип единства теории и практики. "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его". Категория "практики" рассматривается как важнейшая философская категория марксизма.
Один из основных аспектов теории К. Маркса (по его оценке)- материалистическое понимание истории - разработан совместно с Ф. Энгельсом в "Немецкой идеологии" (1846) и "Манифесте Коммунистической партии" (1848). В то же время К. Маркс, работавший большую часть жизни над экономической теорией, не написал специальной систематической работы по философии. Однако в его главной работе - "Капитале" находят решение философские проблемы. Так, он вскрывает противоречивые отношения между абстрактным мышлением и чувственным отражением действительности, делает вывод о важнейшей роли абстрактного мышления как качественно новой высшей ступени познания, указывает на сложность и трудность познания общественных явлений, применяет диалектику к познанию общественных явлений.
Заслугой К. Маркса является разработка новой формы материализма, его философия - диалектический и исторический материализм, находящиеся в неразрывном единстве. Разрабатывая в 40-х годах Х1Х века социально-политическое учение, К. Маркс совершил переворот в области методологии: материалистически переработал диалектику Г. Гегеля, придал ей содержательный характер ("У Гегеля диалектика стоит на голове, нужно ее поставить на ноги"). Он применяет диалектический метод, выявляя диалектические взаимосвязи в социально-экономической и политической действительности. Диалектический материализм сформировался первоначально как философская основа социально-политического учения, но является теорией и методом познания мира как объективно-реального диалектически развивающегося целого.
Важнейшей стороной философии марксизма является исторический материализм. Его основной принцип был сформулирован еще в немецкой идеологии: "Не общественное сознание определяет общественное бытие, а наоборот общественное бытие определяет общественное сознание". Общественное бытие понимается как реальный процесс жизни людей, основу которого составляет производство материальной жизни. Производство рассматривается исторически, как ряд исторически конкретных способов производства. Способ производства - производительные силы общества и производственные отношения (отношения собственности) в их единстве. Способ производства определяет исторически конкретный тип общества в целом - общественно-экономическую формацию. Теория общественно-экономических формаций разрабатывалась К. Марксом на протяжении всего его творчества. К выделенным первоначально рабовладельческой, феодальной и капиталистической формациям добавились первобытнообщинный строй, предполагаемое коммунистическое общество, а в ряде работ и "азиатский способ производства". Смена формаций происходит посредством революций, порождаемых конфликтом между производительными силами и производственными отношениями. Коммунистическая революция завершает "предысторию" человечества. С теорией материалистического понимания истории неразрывно связана теория классов и классовой борьбы, разработанная марксизмом. Таким образом, К. Маркс выявил материальную основу жизни общества и основал материализм в познании общественных явлений.
Новизна и оригинальность философии марксизма состоит в следующем:
· была создана новая форма материализма - диалектический материализм;
· впервые было создано и обосновано материалистическое понимание истории;
· была разработана и введена в философию категория "практика", сыгравшая значительную роль в развитии философии ХХ века;
· осуществлено соединение теории и практики, философии и революционного коммунистического движения.

Литература
1.    Бляхер Е.Д, Волынская ДМ. Философствование как способ мышления: Еще раз о философских истоках марксизма // Философские науки. М., 1992. №2. С. 3-15.
2.    Введение в философию: Учеб. для вузов: В 2-х ч. / И.Т. Фролов и др. М., 1989. Ч. 1. Гл. III, § 1-3. С. 221-247.
3.    Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т. 3. 2-е изд. С. 1-4.
4.    Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. 2-е изд. С. 86-99, 113-127.
5.    Невлева ИМ. Философия: Учеб. пособие. М., 1999. Гл. 6. С. 140-143.
6.    Философия и современность: Учеб. пособие для нефилософских факультетов / НЯ. Копылов и др. Новосибирск, 1992. Гл. 2, § 6. С. 76-84.
7.    Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. 2-е изд. С. 269-317.

informsky.ru
1 2 3 4