на составные части и их взаимоотношения между собой. С точки зрения государственного устройства государства можно подразделить на унитарное (единое государственное образование), федерации (союзы, относительно самостоятельных, в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и тому подобное), конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).
Унитарное (единое, от. лат. «unus» - «один») государство отличается полным политическим единством, оно не делимо. Отдельные административно – территориальные единицы или области, отличающиеся известным своеобразием, не имеют своего собственного законодательства, своего особого судоустройства. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Достоинство унитарного государства в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.
Федерация соединенное, союзное (от. лат «fedus» - «союз») государство. Это сложное государство, представляющее собой союз ряда государств – членов федерации. При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, при чём сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государств – членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую систему. Немало стран являются федерациями, сложившимися в сил различных исторических условий и социально – политических причин. Федерацией по своему государственному устройству является и Россия. В составе Российской Федерации в настоящее время насчитывается 89 субъектов, в их числе 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения – Москва, Санкт Петербург, 1 автономная область – Еврейская автономная область и 10 автономных округов. ссыл п.1,ст.5. Все субъекты Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, по национальному и этническому составу и другим параметрам.12
Конституция России также закрепляет, что каждый субъект Федерации – республика «имеет свою конституцию и законодательство». Что же касается всех остальных субъектов Российской Федерации, то каждый из них имеет «свой устав и законодательство».
Федеративное устройство России основывается на таких принципах, как принцип государственной целостности, принцип единства государственной власти, принцип разграничения предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.13
Менее распространённой в мире по сравнению с унитарным государством и федерацией является конфедерация.Конфедерация представляет собой объединение или союз государств, при котором государство, образующее конфедерацию полностью сохраняет свою самостоятельность, имеют свои собственные органы законодательной, исполнительной власти и другие органы.
Одни учёные считают, что конфедерацию вообще нельзя рассматривать в качестве формы государственного устройства. По их мнению, в данном случае имеет место не государство, а союз, сообщество, объединение каких – либо организаций, в том числе и различных государств. Примерами таких организаций являются ООН, ОАГ, НАТО и другие.
Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к федерации. В настоящее время конфедерацией в формально – юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией.
Признаки конфедерации имеются и в СНГ. Другие   полагают, что  федерация представляет собой особую разновидность формы государственного устройства, которая вместе с тем весьма существенно отличается от федерации.

Заключение

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.
Во — первых с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).
Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последний, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом.
Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может не быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства. «Видимо, для России целесообразна полупрезидентская-полупарламентарная республика с большей ответственностью правительства и ограниченной ответственностью министров перед парламентом при повышении качества последнего (в том числе за счет изменения палат и их соотношения) и укреплении его роли.
Несомненно, форма правления оказывает огромное влияние на взаимоотношения между органами власти. Но исторически сложилось так, что вначале возникает форма правления, а потом эта форма правления составляет конституцию, в которой прежде всего выражает именно свои интересы и именно в конституции фиксируется характеристика формы правления со всеми вытекающими отсюда последствиями. Россия является ярким примером создания федерального «единства при сохранении многообразия», поэтому исследование правового положения субъектов Федерации (правосубъектность, конституционно-правовой статус, компетенция политико-территориального образования и отношения с федеральными органами государственной власти) имеет как научное, так и практическое значение. Особая роль изучения взаимодействия субъектов Российской Федерации и федерального центра объясняется тем, что знание условий и факторов, определяющих развитие России в условиях реформирования политических и правовых систем, перестройки государственных органов, органов местного самоуправления, общественных институтов, является основой обеспечения государственности Российской Федерации. Это также предопределяет особый интерес к теории и практике государственного регулирования территориального развития.
Представляется, что в настоящее время в Российской Федерации формально-юридически и практически сложилась система своеобразных федеративных отношений, имеющих следующие характеристики: смешанный этнотерриториальный характер субъектов Федерации, усугубляющийся противоречиями в области межнациональных и федеративных отношений; асимметричность субъектов Федерации; неоднозначность статусов субъектов Федерации, наличие сложносоставных субъектов РФ; нарастающая экономическая, социальная и политическая дифференциация регионов; дотационность, а следовательно, высокая степень зависимости большинства регионов от федеральной власти; региональный центризм по отношению к местному самоуправлению; автаркия многих региональных элит, обусловленная меньшими, чем в центре, возможностями контроля; продолжающиеся законодательные коллизии между федеральным центром и регионами. Отсутствие однозначной законодательной формулировки российской формы правления обусловливает то обстоятельство, что одни ученые пишут о президентской модели правления, другие о смешанной системе правления, третьи о своеобразной системе правления, не поддающейся классификации.

Список источников

1 Бабаев В.К. Теория государства и права. М.,2001.
2 Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов.3 – е изд.: А. Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2000.
3 Корельский В.М. и Перевалова В.Д. Теория государства и права. - М., 2008.
4 Лазарев В.В. Общая теория государства и права. - М., 2006.
5 Малько А.В. Теория государства и права М.,2010.
6 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. М., 2002.
7 Марченко М.Н. Обществознание Пособие для поступающих в вузы. М.,2011.
8 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 2008.
9 Теория государства и права Н.И. Матузова, А.В. Малько — Юристъ, 2004.
10 Чиркин В. Е. Конституция: Российская модель / В. Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2002.
11 Чиркин В. Е. Современное государство / В. Е. Чиркин. – М.: Международные отношения, 2001.
12 Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: Юрист, 2005.

1 2 3
informsky.ru