Федеральное агентство по образованию
Российский государственный торгово-экономический университет
кемеровский институт (филиал)
факультет заочного обучения

Реферат
по дисциплине: "Правоведение"

2013

План:
Формы непосредственной реализации народовластия в РФ.
1.    Референдум в РФ (понятие, порядок проведения)
2.    Избирательная система: понятие, виды
3.    Избирательное право: понятие, виды
4.    Принципы избирательного права
5.    Порядок организации и проведения выборов
Литература
Задание 1. Формы непосредственной реализации народовластия в РФ.

1. Референдум в РФ (понятие, порядок проведения).
Референдум (от лат. - "должное быть сообщенным") - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важ-ного постановления местного самоуправления.
Порядок проведения референдумов.
Одним из важнейших условий назначения референдума является четкое выделение предмета голосования и его инициатора.
I этап. Порядок реализации инициативы граждан РФ о проведении референдума РФ.
Каждый гражданин, группа граждан или общественное объединение РФ "не позднее, чем за 6 месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума РФ, могут образо-вать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в под-держку инициативы о проведении референдума РФ". Инициативная группа обращается в избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ с ходатайством о регистрации группы. Избирательная комиссия субъекта РФ в течение 15 дней со дня поступления хода-тайства принимает решение о регистрации инициативной группы. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума РФ. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. Не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа подсчитывает число собранных подписей.
Подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группой передаются в избирательную комиссию субъекта РФ, которая в течение 15 дней направляет вышеперечисленные документы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию РФ. Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соответствие всех документов требованиям ФЗ "О референдуме РФ" и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту РФ, информируя об этом палаты Федерального Собрания РФ и инициативную группу.
II этап. Назначение референдума РФ.
Референдум РФ назначает Президент РФ. До принятия такого решения Президент в те-чение 10 дней со дня поступления к нему документов направляет их в Конституционный Суд. В случае признания Конституционным Судом соблюдения требований, предусмотрен-ных Конституцией, Президент обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня по-ступления к нему решения Конституционного Суда.
Президент издает Указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от 2 до 3 месяцев со дня опубликования Указа.
III этап. Формирование комиссий.
Территориальная комиссия (5-9 человек) по проведению референдума формируется не позднее 10 дней со дня опубликования Указа Президента. Участковая комиссия (5-10 чело-век) формируется выборным органом местного самоуправления не позднее, чем за 40 дней до дня проведения референдума.
Решения комиссий по проведению референдума публикуются в печати и передаются другим СМИ.
IV этап. Порядок голосования на референдуме.
В 8 часов по местному времени в день проведения референдума председатель участко-вой комиссии по проведению референдума объявляет участок референдума открытым, опе-чатывает ящики для голосования, приглашает граждан приступить к голосованию. Гражданин проставляет в списке граждан данные паспорта или заменяющего его документа.
Заполнение бюллетеня для голосования производится в специально оборудованном месте без постороннего присутствия. Заполненный бюллетень опускается в ящик для голосования, который находится в поле зрения членов комиссии и наблюдателей.
По истечении времени голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает не-использованные бюллетени (их число заносится в протокол), проверяет сохранность печатей или пломб на ящиках, вскрывает ящики.
V этап. Подведение итогов.
Пожалуй, самой ответственной стадией в проведении референдума и его законодатель-ном регулировании является подведение итогов. Решение, поставленное на референдум, считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших уча-стие в голосовании.
Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования в 3-х экземплярах (1 экземпляр - в территориальную комиссию по проведению референдума; 2 - хранится до окончания работы участковой комиссии; 3 - представляется наблюдателям и СМИ).
Территориальные комиссии на основании протоколов участковых комиссий устанавливают и протоколируют итоги голосования на соответствующих территориях. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в соответствующую комиссию субъекта РФ. Комиссия субъекта составляет протокол об итогах голосования по соответствующему субъекту. Первый экземпляр протокола и сводная таблица направляются в Центральную комиссию референдума РФ. Центральная комиссия на основании протоколов комиссий субъектов РФ не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет его результаты. Центральная комиссия признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Постановлением Центральной комиссии референдума результаты голосования в отдельных субъектах могут быть признаны недействительными.
Принятое на референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию не позднее 3 дней после определения результатов референдума. Не позднее 2 месяцев после определения результатов Центральная комиссия публикует в СМИ общие итоги голосования.

2. Избирательная система: понятие, виды.
Термин "избирательная система" используется в широком и узком смысле.
В широком смысле избирательная система - это упорядоченные общественные отно-шения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов. В своей основе эта система регулируется как конституционным правом, так и неправовыми нормами - корпоративными нормами общественных объединений, участвующих в выборах (уставы и другие документы политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали, этики и т. д.
В узком смысле избирательная система - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или дру-гих управомоченных лиц.
В России существуют два основных вида избирательных систем: пропорциональная и мажоритарная.
Мажоритарная избирательная система - один из видов избирательных систем, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются; применяется во многих странах, в том чис-ле и в России.
Мажоритарная избирательная система имеет свои разновидности и состоит   в   следующем.   Территория
1 2 3
informsky.ru