государства или предстательного органа разбивается на территориальные единицы - от каждой избирается чаще один, но порой два и более депутата. Каждый канди-дат выдвигается и избирается в личном качестве, хотя при этом может быть обозначено, ка-кую партию, движение он представляет. Если для победы кандидату надо набрать не только большинство голосов, но и не менее половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании, то в этом случае принято говорить о мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства. Если считается победителем кандидат, набравший больше голо-сов, чем его соперники, и при этом неважно, сколько это составит от количества проголосо-вавших избирателей, такую систему принято называть мажоритарной избирательной си-стеме относительного большинства. Голосование по мажоритарной избирательной системе относительного большинства проводится в один, по другим разновидностям - в два тура.  Во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов, а победителем может считаться тот, кто набрал определенное число голосов либо больше голосов, чем соперник. Если для победы необходимо определенное число голосов (например, 25%, 40%, 2/3 от числа участвующих в выборах избирателей) - это мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства. При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.
Плюсы мажоритарной избирательной системы в том, что голосование предметно - из-биратель отдает предпочтение конкретному человеку; депутаты должны поддерживать по-стоянные связи с избирателями, надеясь на их поддержку при следующих выборах. Недоста-ток мажоритарной избирательной системы в том, что голоса избирателей, поданные за не победивших кандидатов, пропадают, а победитель в этом случае имеет поддержку иного явного меньшинства избирателей, т.е. можно говорить о низкой репрезентативности такого депутата.
Пропорциональная система.
Пропорциональная избирательная система имеет много разновидностей, но суть ее со-стоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5%. Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по пропорциональной избирательной системе. Получается избирательное частное. Так устанавливается, сколько партии, движения получили мест в представительном органе. Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная от первого. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, подданным за данный список в соответствующем регионе.
Плюсом пропорциональной избирательной системы является то, что голоса избирате-лей не пропадают (за исключением тех, которые отданы за список, не преодолевший 5%-ю планку). Минусом пропорциональной избирательной системы считают то, что здесь избира-тель выбирает как бы абстрактных лиц - он знает чаще всего лидера партии, движения, не-скольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа, как при мажоритарной системе. Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на террито-риальные части.

3. Избирательное право: понятие, виды.
Термин "избирательное право" имеет два значения:
В объективном смысле - это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного само-управления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широ-ком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами об-щественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане.
В субъективном смысле - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами человека и гражданина.
Различают активное и пассивное избирательно право.
Активное избирательное право - прямое или косвенное право граждан обладать, при достижении установленного законом возраста, решающим голосом в избрании органов государственной власти (депутатов парламентов, главы государства), органов местного самоуправления (муниципалитетов, мэрии) или принимать участие в отзыве членов и руководителей выборных органов. Это право реализуется путем участия гражданина в голосовании на выборах или во время кампании по отзыву избранного лица.
Пассивное избирательное право - право граждан быть избранными в органы государ-ственной власти и выборные органы местного самоуправления. В отличие от активного из-бирательного права оно реализуется, прежде всего, самим кандидатом при поддержке гораз-до меньшего числа граждан, но и по более сложной процедуре, и может заканчиваться изби-ранием кандидата. Для этого в определенной законом последовательности проводиться це-лый ряд действий, как самим гражданином, так и другими участниками избирательного процесса - начиная с выдвижения и регистрации гражданина в качестве кандидата до проведения предвыборной агитации, подсчета голосов и установления результатов выборов. Реализация гражданином пассивного избирательного права зависит не только и не столько от данного лица, сколько от волеизъявления других субъектов избирательной кампании. Избирание выдвинутого в качестве кандидата гражданина возможно лишь при непосредственной и достаточной поддержке его со стороны политических партий и избирателей на различных этапах избирательной кампании, кроме того, необходимо, чтобы за него проголосовало не менее установленного в законе числа избирателей.

4. Принципы избирательного права.
Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблю-дение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением.
Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Это максимум возможного и разумного, кото-рый практически нигде не достигается. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения.
Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или кос-венного избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формиро-вания выборного органа.
Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парла-ментов, иногда верхних палат - в США, Италии, Польше, президентов - в Мексике, Ав-стрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного самоуправления.
Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь две ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются, например, президент США, Совет штатов Индии, трехступенчатыми - подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей.
Равное избирательное право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается, прежде всего, наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В зависимости от избирательной системы, у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса  имели   равный   вес, т. е.   равное влияние   на   результат   выборов.   Это достигается






1 2 3
informsky.ru