Федеральное агенство по рыболовству
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный государственный технический      рыбохозяйственный институт
Институт заочного образования
Реферат по   "Культурологии"
по теме: Функции культуры и их роль в формировании личности и общества.
                                                
Владивосток 2013

Содержание
1.    Введение                        
2.    Определение культуры
3.    Функция социализации и инкультурации
4.    Познавательная (гносеологическая) функция
5.    Аксиологическая функция
6.    ИГРОВАЯ ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ
7.    КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
8.    Деятельностная функция
9.    Информационная функция
10.Эстетическая функция
11. Нормативная функция
12. Защитная функция культуры
13. Список литературы

                                                     Введение
     Сложная,  многоплановая  и   разноуровневая   структура   культуры,   ее органическая взаимосвязь  со  всеми  сферами  жизни  общества  позволяет  ей осуществлять в обществе ряд социальных функций.
      Действительно,  культура  как  форма  деятельности  в  конечном  итоге предназначена для сохранения  и  развития  своего  собственного  содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее "обязанность" или  роль,  которую она играет в человеческой  жизни, выражены  в  ее  функциях.  Все  функции осуществляются ради человека как общественного существа. Познает ли  он  мир или пытается защитить природу, верует ли он в  Бога  или  разделяет  высокие идеалы гуманизма - все это он делает ради  себя  самого.  В  соответствии  с этим и  функции  культуры  призваны  обслуживать  эгоистические  устремления общественного  человека. Иногда  в  истории  культуры  появлялись   личности, которые не могли мириться с ее чисто служебной  ролью.  Как  правило,  из-за непонимания  их  современниками  они  вынуждены  были  иногда  покидать  мир культуры, изолировать себя от общества . К числу таких личностей,  например, относится Руссо. Подобные личности  полагали,  что  культура  и  ее  функции должны обслуживать  не  эгоистические  интересы  людей,  а  чистоту  нравов, сохранность окружающей природы, культивировать любовь и веру в человеке.

                                              Определение культуры
   В научной литературе определений культуры выдвигается много. Подчас высказывается мнение, что найти адекватное общее определение, отвечающее задачам общетеоретического ее изучения, не представляется возможным.
    Выделяют пять основных определений, раскрывающих все стороны культуры.
1. Культура как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественной культурой, принятыми нормами поведения и т.д.
2. Культура как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути "от дикости к цивилизованности".
3. Культура как сумма общественных достижений (включая технологии, отношения и представления), благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации.
4. Культура как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающая одно общество от другого (или различные части общества - социально-статусные или профессиональные), способствующая его интеграции и придающая ему самобытность.
5. Культура как духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются мотивы, принципы, правила, цели и смыслы деятельности. В этом понимании культура предстает как духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменение этого производства и общественных отношений в целом. Такое понимание культуры обеспечивает наиболее полноценный подход к ее рассмотрению в качестве составной части общего механизма социальной регуляции.
   Итак, обобщая приведенные выше положения, мы можем заключить, что культура - это особая сфера и форма деятельности, имеющая свое содержание и свою структуру, а вместе с тем воздействующая на остальные сферы бытия, в том числе на социальные отношения и политику. Культура создает то поле и способ общения, в котором и формируется каждое отдельное общество со своей внутренней структурой, но отмеченное самобытностью, отделяющей это общество от других. Ипостась культуры - уровень жизнедеятельности, обеспечиваемый постоянной заботой о поддержании высоких образцов и "подтягивании" к ним реальной деятельности и поведения человека.
Функция социализации и инкультурации.
   Важнейшей функцией культуры является функция социализации и инкультурации. Социализацией называется процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества. Вместе с тем социализация обеспечивает стабильность общества. В обществе, как и в природе, постоянно происходит смена поколений, люди рождаются и умирают. Но в отличие от животных человек не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, научается жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.
    Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детства. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым свое поведение на многие годы вперед. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые демонстрируют сверстники, учителя, вообще взрослые. Детство - важнейший период социализации, именно в детстве почти на 70% формируется личность. Но социализация на этом не заканчивается. Она - процесс непрерывный, не останавливающийся на протяжении всей человеческой жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.
   Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения. Этот процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре, получил название инкулътурация.
  Процессы социализации и инкультурации заключаются не только в формировании среды, окружающей человека, они предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности - будь то музыкальные или художественные задатки, интерес к математике или технике, словом, все, что может пригодиться в будущем - все равно, станет ли это профессией или занятием в часы досуга.
  Приведенная классификация основных функций культуры - одна из возможных. Однако в любой классификации (по каким угодно основаниям) разграничение функций культуры будет достаточно условным. Ведь в реальной жизни все функции тесно переплетены и практически представляют собой единый процесс, в целом обеспечивая культурную динамику.

                          Познавательная (гносеологическая) функция.
  Важной функцией культуры является также познавательная (гносеологическая) функция. Культура концентрирует в себе опыт и навыки множества поколений людей, накапливает богатые знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его дальнейшего познания и освоения. Наиболее полно эта функция проявляет себя в науке и научном познании. Разумеется, знания приобретаются и в других сферах культуры, но там они являются побочным результатом человеческой деятельности, а в науке получение объективных знаний о мире - главная цель.
  Наука долгое время оставалась феноменом лишь европейской цивилизации и культуры, а другие народы выбирали иной путь познания окружающего мира. Так, на Востоке с этой целью были созданы сложнейшие системы философии и психотехники. В них серьезно   обсуждались такие непривычные   для   рациональных   европейских умов способы   познания   мира,   как   телепатия (передача мыслей   на



1 2 3 4 5
informsky.ru