расстоянии), телекинез (способность воздействовать мыслью на предметы), ясновидение (способность предсказывать будущее) и многое другое.
Познавательная функция неразрывно связана с функцией накопления и хранения информации, так как знания, информация выступают результатами познания мира. Естественным условием жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом является потребность в информации по самым различным вопросам. Мы должны помнить свое прошлое, уметь его правильно оценивать, признавать свои ошибки. Человек должен знать, кто он, откуда и куда идет. В связи с этими вопросами сформировалась информационная функция культуры.
  Культура стала специфически человеческой формой производства, накопления, хранения и трансляции знаний. В отличие от животных, у которых передача информации от одного поколения к другому происходит в основном генетическим путем, у людей информация кодируется в разнообразных знаковых системах. Благодаря этому информация отделяется от индивидов, добывших ее, приобретает самостоятельное существование, не исчезая после их смерти. Она становится общественным достоянием, и каждое новое поколение не начинает свой жизненный путь с нуля, а активно осваивает опыт, накопленный предшествующими поколениями. Информация транслируется не только во временном аспекте - от поколения к поколению, но и в рамках одного поколения - как процесс обмена опытом между обществами, социальными группами, отдельными людьми. Существуют рефлексивные (осознаваемые) и нерефлексивные (неосознаваемые) формы трансляции культурного опыта. К рефлексивным формам относятся целенаправленное обучение и воспитание. К нерефлексивным - стихийное усвоение культурных норм, которое происходит неосознанно, путем прямого подражания окружающим.
   Культура  определяется  определенным  критерием  познания,   овладения человеческим и  силами  природы  и  общества,  а   также   степени   развития "человеческого"  в  самом  человеке.  Охватывая  все   формы   общественного сознания, взятые .в их единстве, культура дает целостную картину познания  и освоения мира. Конечно, культура не сводится к совокупности знаний  о  мире, но систематизированные  научные  знания  выступают  одним  из  важнейших  ее элементов.   Однако культура  не  только  характеризует  степень  познания  человеком окружающего мира. При этом культура раскрывает не  только  степень  развития форм общественного сознания в их единстве, но и  уровень  навыков  и  умений ложна и все время перед людьми ставит  все  новые  и  новые  проблемы.  Это вызывает потребность познания процессов, происходящих в обществе,  осознание их как с научных, так и с художественно-эстетических позиций.
   Культура способствует также осуществлению эвристических целей  человека, его поискам наиболее  продуктивных  форм  познания  нового,  открытию  новых путей и методов социальной жизни, усилению власти  человека  над  стихийными силами природы.   Как следует из сказанного, роль культуры при этом  сводилась  к  чему-то определенному и немногому, но важному.
   В сегодняшних представлениях о функциях культуры  важнейшее  место,  как правило, отводится человекотворческой функции.
   Так что усилия великих мыслителей, призывавших видеть  в  культуре  лишь условие для развития человеческих качеств, не  пропали  даром.  Но  реальная жизнь  культуры  все   же   не   ограничена   человекотворческой   функцией.
Многообразие потребностей человека послужило основанием для появления  самых различных  функций.  Культура -это  своеобразное   самопознание   человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и его  самого.
Это своего рода зеркало, где человек видит себя и таким, каким бы он  должен стать,  и таким, каким он был и есть.  Результаты  познания  и  самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости,  посредством  знаков,  символов от поколения к поколению, от одного народа к другому. Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры  создать свою  картину  мира.   Процесс   познания   характеризуется   отражением   и воспроизведением действительности в мышлении  человека.  Познание  выступает необходимым  элементом   и   трудовой,   и   коммуникативной   деятельности. Существуют  как  теоретические,  так  и  практические  формы   познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

                                          Аксиологическая функция
      Ценностные ориентации людей связаны с аксиологической (оценочной) функцией их культуры. Поскольку степень значимости предметов и явлений окружающего мира для жизнедеятельности людей неодинакова, формируется определенная система ценностей общества или социальной группы. Ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели в соответствии с критерием их полезности для жизни человека. Ценности служат фундаментом культуры, помогая обществу и каждому человеку отделить хорошее от плохого, истину от заблуждения, справедливое от несправедливого, допустимое от запретного. Отбор ценностей происходит в процессе практической деятельности. По мере накопления опыта ценности формируются и исчезают, пересматриваются и обогащаются. У разных народов понятия о добре и зле различны, именно ценности обеспечивают специфичность каждой культуры. То, что важно для одной культуры, может быть совсем не важно для другой. У каждого народа формируется своя пирамида, иерархия ценностей, хотя сам набор ценностей носит общечеловеческий характер. Можно условно разделить (классифицировать) основные ценности на:
* витальные - жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила и т.д.;
* социальные - положение в обществе, статус, труд, профессия, личная независимость, семья, равенство полов;
* политические - свобода слова, гражданские свободы, законность, гражданский мир;
* моральные - добро, благо, любовь,  дружба,  долг, честь, бескорыстие, порядочность, верность, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;
* эстетические - красота, идеал, стиль, гармония, мода, самобытность.
    Многие из названных выше ценностей могут отсутствовать в той или иной культуре. Кроме того, каждая культура по-своему представляет те или иные ценности. Так, идеалы красоты достаточно сильно отличаются у разных народов. Например, в соответствии с идеалом красоты средневекового Китая аристократки должны были обладать крохотной ножкой. Желаемого добивались с помощью мучительных процедур бинтования ног, подвергая им девочек с пяти лет, в результате чего эти женщины становились калеками.
С помощью ценностей люди ориентируются в мире, обществе, определяют свои поступки, свое отношение к окружающим. Большая часть людей считают, что стремятся к добру, правде, любви. Разумеется, то, что кажется добром для одних людей, может оказаться злом для других. И это вновь свидетельствует о культурной специфичности ценностей. Мы всю свою жизнь выступаем "оценщиками" окружающего мира, опираясь на собственные представления о добре и зле.

ИГРОВАЯ ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ
  Игра - существенный и специфический вид культурной деятельности, в которой, как часто полагают, человек предстает свободным от природной зависимости и способным самому выступать как созидающий субъект, не подверженный какой-либо принудительности. Совпадая в некоторых отношениях с компенсаторной функцией, игра вместе с тем предстает как особая форма культурной деятельности, оказывающая влияние на многие стороны социальной регуляции.
  Исходя из понимания игры как свободного творчества, Шиллер возводил к ней эстетическую деятельность. А известный голландский культуролог Й. Хейзинга усматривал в игре наиболее существенное проявление человеческой сущности. Игра - дело серьезное, несмотря на то, что играют и животные и дети, и на то, что именно с игрой зачастую связаны развлечения, явно не имеющие производственного характера, а требующие отвлечения от него.
  Важная характеристика игры состоит в том, что она протекает в пространстве и времени, обособленных от остальных сфер, и стоит вне обычной жизни. Игра требует обособления участников от обыденной жизни, от производственной деятельности, от нормативной социальной среды.
  Она протекает внутри собственных границ в соответствии с определенными правилами. Сама по себе она не связана с материальными интересами и бескорыстна. Поэтому разоблачение корыстного использования игры сурово осуждается и наказывается. Игровое действие сосредоточено само на себе и не решает каких-либо неигровых задач, в отличие, например, от ритуала, который символизирует некую связь с высшим началом. Для ведения игры необходимо конструирование особой реальности, отделенной от неигровой, что всегда осознается как некоторая условность и двойственность. Если нет условности, нет и игры, как только игра приобретает практический характер, она утрачивает свой смысл. Но эта особая реальность не имеет высшего значения для остальной жизни, как этого требует религиозная реальность. Особая характеристика игры состоит в ее повторяемости. Будучи  однажды   сыгранной,   она


1 2 3 4 5
informsky.ru