может быть повторена вновь и вновь, и для нее нужны особые временные регламенты (даты, юбилеи и т.д.).
  Элементы игры неизменно используются в таких важных регулирующих или социализирующих сферах, как религия, политика, образование, воспитание, художественная культура. Но в каждой культуре формируются и собственно игровые сферы, связанные прежде всего с разнообразными видами спорта или развлечениями. Спортивные игры отличаются прежде всего принципом состязательности, требуют деления участников на противостоящие друг другу команды и направлены на достижение
выигрыша. Выигрыш может быть чисто символическим (лавровый венок, памятный диплом, вымпел, переходящее знамя, исполнение гимна и т.д.) либо материализованным в денежной премии. Но по принципу состязательности могут быть организованы и многие другие формы игровой деятельности: музыкальные и прочие конкурсы, певческие фестивали и т.д.
   Развлекательные игры носят характер забавы с тем, чтобы отвлечь участников и зрителей от насущных житейских проблем и дать им компенсацию за нереализованные устремления в социально значимой деятельности. Развлечения поэтому выполняют и важную функцию снижения уровня психологической напряженности, возникающей в силу социального или политического про-тивостояния различных сил и партий. Шуты и скоморохи, клоуны и затейники пользовались спросом во всяком обществе, в котором вызревала дифференцированная система регуляции.
  В схематичном виде игры могут быть разделены на следующие разновидности: спортивные, детские, развлекательные, интеллектуальные, деловые, военные и т.д.

КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
   Люди вступают в общение друг с другом в процессе любого рода трудовой деятельности, равно как и в процессе воспроизводства человеческого рода. Разделение и кооперация труда - основа всякой производственной деятельности. Но каждый индивид и социальная группа включаются в общение задолго до того, как они вступают в производственный процесс. Как воспитание индивида, так и согласование действий или поддержание общности в целом невозможны без наличия различных форм культурной коммуникации.
   Как известно, общение осуществляется разными средствами. Уже само материальное производство не может осуществляться без общения, хотя бы в том плане, который принято называть "производственные отношения", как классовые, так и профессиональные. Эти отношения складываются как кооперация и разделение труда, в котором имеет место и профессиональная взаимозависимость (хлебопашец - мельник - булочник), так и классовое господство и подчинение.
   Культура обеспечивает иную форму общения - через систему коммуникаций, как обмен информацией посредством символов и образов. Без коммуникаций невозможны никакие формы отношений и деятельности. Даже принадлежа к одному обществу, нации или производственному объединению, люди в то же время разобщены. Их разделяют время, пространства, условия бытия или деятельности, а также социальные, возрастные, культурные и даже индивидуальные различия. Характер этой разобщенности все время меняется в зависимости от организации труда, социального, политического, психологического состояния общества или конкретной среды. Поэтому необходима постоянная, устойчивая, разносторонняя и мобильная система коммуникаций, поддерживающая приемлемую степень единства и дифференцированности общественного бытия. То же самое следует отнести и к внутреннему миру личности, о чем мы подробно будем говорить в главе VII.
  Функции коммуникации настолько же разнообразны, насколько различна жизнь общества. Конечно, исходная функция коммуникации - взаимопонимание между участниками общего дела. Но так как масштабы каждого дела конкретны и ограничены, то между различными группами возникают противоречия и распри, в результате чего коммуникация становится негативной, выражением взаимного неприятия и отталкивания.
   Таким образом, через коммуникацию культура осуществляет следующие задачи: а) интеграции общества и социальных групп; б) внутренней дифференциации общества и групп; в) отделения общества и различных групп друг от друга и их общения.
Интеграция осуществляется не самим фактом коммуникации, которая может выявлять разные интересы и противоречия, а через общее содержание коммуникаций или же через взаимодополнительность этого содержания. Как полагал Т. Парсонс, важнейшим условием интеграции системы взаимодействия является присущая всем членам общества основа нормативного порядка, т. е. общая культура. Эта основа должна быть нормативной, чтобы контролировать разрушительный потенциал самостоятельности каждой из единиц и направлять самостоятельные действия так, чтобы они усиливали друг друга, тем самым способствовали усилению самостоятельности системы в целом или составляющих ее единиц. Более высокий тип интеграции, способствующий объединению множества групп без различия в социальном, этническом и культурном планах, дают мировые религии, в которых утверждаются некие ценностные ориентации, превосходящие рамки каждой группы и малой общности, но отвечающие их общим интересам и отдаленным перспективам.
  Существование общих, одинаково осмысляемых значений, закрепляемых в языке и изобразительных средствах, - основа коммуникации. Слушая произносимые слова, люди реагируют на их значение, и при всех различиях в реакции существует необходимый минимум взаимопонимания.
  В любой организованной группе взаимодействие людей и их реакция на внешние стимулы опосредованы культурными значениями, закрепленными в языке, моральных нормах, убеждениях. Не соотнеся наблюдаемые действия людей и их потребности с системой значений, которую они принимают и которой руководствуются, нельзя ничего понять в культуре, в происходящих в обществе событиях.
      Выше мы уже рассматривали типы сохранения и передачи информации, составляющей достояние культуры. Устные, письменные, аудио-, визуальные или электронные типы ее передачи представляют и варианты коммуникативности, поскольку каждый из них подразумевает, как выявлял уже Аристотель, "говорящего", само сообщение и того, кому это сообщение предназначено. При более детальном рассмотрении коммуникации выделяются: отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и аудитория), средства коммуникации, ее содержание, эффект сообщения и обратная связь. Эффект может быть, конечно, неоднозначным и выражаться в различной степени сближения или, напротив, отдаления точек зрения коммуникатора и аудитории на общий предмет.
   Огромную известность приобрела общая теория коммуникаций канадского социолога и культуролога Г. Маклуэна. По его концепции, именно развитие коммуникативных средств определяет и общий характер культуры и смену исторических эпох. В эпоху племенных культур общение человека было ограничено рамками устной речи и мифологическим мышлением, придававшим миру целостность, но вместе с тем локальность и замкнутость. Изобретение И. Гутенбергом в XV в. печатного станка привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, что сопровождалось распространением рационализма и индивидуализма.
Введение письменности в ряде важных отношений меняет тип коммуникации. В бесписьменном обществе необходимость надежной фиксации накопленного достояния приводила к тому, что из передаваемой из поколения в поколение "мудрости дедов и прадедов" изымались разночтения, неправильности, всякое новаторство в ней считалось "отсебятиной", нарушающей правильность знаний, а значит, и порядок. Единство значений и знаний, их организация в целостной системе и надежная фиксация устраняли разномыслие, расхождения в отношении к нормам и ценностям, что укрепляло консолидацию коллектива. Однако это приводило к постоянному устранению всяких новшеств, воспринимаемых как отклонение от привычного порядка. Поэтому многие из идей и открытий, возникавших в такого рода обществах, канули в вечность.
  Введение письменности способствовало решению сразу двух задач. С одной стороны, она служила надежному сохранению прошлого опыта, значений, знаний и представлений. С другой - возникала возможность принятия новых элементов, хотя бы путем дополнений к прежнему тексту или иной интерпретации старого, которая также может фиксироваться в новом тексте. Так, введение арабской письменности для коранической литературы (VII в.) способствовало как сохранению сакрального достояния, так и фиксации прежней поэтической традиции. Вместе с тем общество получило мощное средство введения и новых значений, образов и ориентаций, что обеспечило интенсивную работу по развитию художественной литературы и научных знаний. В течение примерно двух столетий шла широкая работа по переводу античных текстов на арабский язык. (Благодаря этим переводам, в частности, удалось сохранить часть античного наследия, утраченного в греческих оригиналах.)
  Конечно, между этими двумя функциями возникали противоречия. Потребность в устойчивости подлинного знания диктовала ограничение нововведений. Это достигалось через канонизацию текста и догматизацию духовных принципов, через сакрализацию высших ценностей. Потребность обновления приводила к упорной идеологической борьбе между традиционалистами и обновленцами.
  По мнению Г. Маклуэна, современные аудиовизуальные средства   коммуникации  ведут  к  вытеснению



1 2 3 4 5
informsky.ru