Информационная функция.
        Это  передача  социального  опыта.  В  обществе  нет  другого  механизма передачи социального опыта помимо культуры. Социальные качества человека  не передаются  генетической  программой.  Благодаря   культуре   осуществляется передача, трансляция социального опыта как от одного  поколения  к  другому, так и между странами и народами.
      Эту важную социальную функцию  культура  выполняет  посредством  сложной знаковой системы, которая сохраняет социальный опыт поколений в  понятиях  и словах,  математических  символах  и  формулах  науки,  своеобразных  языках искусства,  в  продуктах  человеческого  труда   -   орудиях   производства, предметах  потребления,  т.е.  заключает  в  себе  все  те  знаки,   которые рассказывают о человеке, его творческих силах и возможностях. В этом  смысле культуру   можно   назвать   "памятью"   человечества.   Однако   необходимо подчеркнуть, что культура не просто  "кладовая"  накопленного  человечеством социального опыта, а средство его активной переработки,  отбора  именно  той информации, которая необходима обществу, которая  представляет  национальную и общечеловеческую ценность.
        Информативную  функцию  культуры  оценивают   очень   высоко   представители семиотического  подхода  к  культуре.  В  этой  функции  культура  связывает поколения, обогащая каждое последующее  опытом  предшествующих.  Но  это  не значит, что достаточно жить в сегодняшнем мире и читать  современные  книги, чтобы приобщиться к опыту мировой  культуры.  Необходимо  различать  понятия "культурность"  и  "современность".   Чтобы   стать   культурным,   человеку необходимо  пройти,  как  говорил  И.В.  Гете,  "через  все  эпохи   мировой культуры".
                        
       Эстетическая функция
           Эстетическая функция культуры, прежде всего, проявляется в искусстве,  в художественном творчестве. Как известно, в культуре существует  некая  сфера "эстетического". Именно здесь раскрывается суть прекрасного и  безобразного, возвышенного и низменного,  трагического  и  комического.  Эта  сфера  тесно связана  с  эстетическим  отношением    к   действительности,   к   природе.
В.Соловьев подметил,  что  "красота,  разлитая  в  природе  в  ее  формах  и красках, на картине является сосредоточенною,  сгущенною,  подчеркнутою",  а эстетическая связь искусства  и  природы  "состоит  не  в  повторении,  а  в продолжении того художественного дела, которое начато природой ".
       Эстетическое  чувство  прекрасного  сопровождает   человека   постоянно, обитает в его жилище, присутствует при всех важнейших  событиях  его  жизни.
Даже в суровые минуты  в  истории  человечества  -  минуты  смерти,  гибели, подвига  -  человек  вновь  обращается  к  прекрасному.  В   момент   гибели английского  парохода  "Титаник",  столкнувшегося  с  айсбергом,  музыканты, которым не  хватило  шлюпок,  заиграли  Героическую  симфонию  Бетховена.  А сколько  раз  в  Великую  Отечественную  войну  моряки  России   мужественно принимали смерть с песней о бессмертном "Варяге".

               Нормативная функция
          Нормативная функция культуры обусловлена необходимостью " поддерживать равновесие и  порядок  в  социуме, приводить  в  соответствие  с  общественными  потребностями   и   интересами действия различных социальных групп и индивидов.       Функция общезначимых  норм, признанных  в   той   или   иной   культуре,   направлена   на   обеспечение определенности,  понятности,  предсказуемости   поведения.   Можно   назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения  между  людьми,  социальными институтами,  отдельными  людьми  и  социальными  институтами;   технические нормы, вызванные производственной практикой, этические  нормы  регламентации повседневной  жизни, экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа.
        Нами рассмотрены лишь основные функции культуры. Особое внимание следует  обратить на то, что каждому элементу культуры (науке культуре, морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны различные   функции.   Так,   мораль,   регулируя   человеческое   поведение пронизывает практически все сферы жизнедеятельности  человека,  нравственный аспект присутствует  в  каждом  элементе  культуры  .  Например,  искусство, наряду с художественно-эстетической, гедонистической, выполняет  и  духовно-нравственную,  воспитательную  роль.   Нравственность   становится   основой построения     религиозных     систем.     В     экономической     культуре, предпринимательстве, политике также существуют свои "моральные заповеди".
        Однако не все в культуре может быть объяснено с  помощью  функционального анализа. Функциональная  интерпретация  показывает  лишь  то,  как  культура обслуживает человека и общество.
        Наряду  с  функциональным,  существует  и  феноменологическое  описание культуры, которое признает самостоятельную ценность как  культуры  в  целом, так и отдельных ее феноменов.

                                Защитная функция культуры
       Является    следствием    необходимости     поддержания     определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной,  так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет  за собой появление все новых  и  новых  опасностей,  что  требует  от  культуры создания  адекватных  механизмов  защиты  (медицина,  органы   общественного порядка,  технические  и  технологические   достижения   и   т.п.).   Причем необходимость одного вида защиты  стимулирует  появление  других.  Например, истребление  сельскохозяйственных  вредителей  наносит  ущерб   экологии   и требует, в свою очередь, средств экологической защиты. Угроза  экологической
катастрофы в настоящее время выводит  защитную  функцию  культуры  в  разряд первостепенных.   Среди   средств   культурной   защиты    -    не    только совершенствование  техники  безопасности  -  очистка  отходов  производства, синтезирование новых лекарств и т.п., но и  создание  правовых  норм  охраны природы.

Список литературы:
1.   Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 1 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000.
2.    Есин А. Б  Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в  систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
3.    Кравченко А. И. Культурология Учебное пособие для вузов  4-е изд. — М Академический Проект, Трикста, 2003
4.    Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003.
5.    Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2007.
6.   Культура: теории и проблемы / Т.Ф. Кузнецова и др. М., 2005.



1 2 3 4 5
informsky.ru