В конституциях современных государств используются термины "народный суверенитет" (Франция, Италия, Греция, Испания, Япония), "суверенные права" (ФРГ), в редких случаях применяется словосочетание "государственный суверенитет" (Швейцария, Мексика, Россия, Туркменистан)  . Это объясняется тем, что сегодня не осталось полностью суверенных государств. Процессы глобализации, международной интеграции привели к тому, что многие страны стали членами различных международных организаций (ООН, Совета Европы), объединений государств (Евросоюз) и передали им часть своих полномочий. Ни одно государство уже нельзя считать обладающим верховенством законодательной, исполнительной и судебной власти. Можно лишь говорить о тех или иных исключительных (т.е. суверенных) правах, которые принадлежат той или иной стране.
Стоит отметить, что в ч. 2 ст. 67 Конституции РФ говорится, что Россия "обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне". Положение ч. 1 ст. 4 о том, что суверенитет распространяется на всю ее территорию, также, по нашему мнению, означает, что Россия обладает исключительной юрисдикцией на всей территории (подобные положения содержатся в конституциях большинства стран СНГ).
На наш взгляд, в современном мире государственный суверенитет - это и есть исключительная юрисдикция государства (отметим, в науке эту самостоятельность иногда называют внутренней автономией или автономией во внутренних вопросах). В первую очередь эта исключительная юрисдикция должна касаться определения структуры самой власти (формирования органов власти, определения их компетенции). В противном случае власть государства теряет независимый (суверенный) характер. Суверенитет федерации, как мы уже говорили, не является абсолютным, поскольку ограничен юрисдикцией международных организаций или международных союзов государств. Однако он считается условно абсолютным в том смысле, что государство, выступающее членом какой-либо международной организации или союза государств, вправе выйти из них в одностороннем порядке (осуществить сецессию).
Сейчас суверенитет - это, по сути, не полнота законодательной, исполнительной и судебной власти и независимость в международном общении, а исключительная юрисдикция и право на сецессию. Итак, если какое-то политико-территориальное образование обладает автономией и наделено правом на сецессию, то его в современном мире называют суверенным пусть не в буквальном, но в переносном смысле. Субъекты федерации и муниципальные образования в федеративном государстве, не обладая правом на сецессию, наделены исключительной юрисдикцией (в
первую очередь исключительным, т.е. суверенным, правом формировать собственные органы власти). Условно говоря, это и есть ограниченный, расщепленный суверенитет.
Поскольку термин "государственный суверенитет" условен, наверное, следует вообще отказаться от его использования, ведь эта категория в современном мире фактически тождественна понятию "автономия". В России ни федеральный центр, ни субъекты Федерации, ни муниципальные образования не обладают полным суверенитетом, так как они не вправе установить собственную компетенцию. Компетенция закреплена Конституцией РФ, принятой многонациональным народом. Все это говорит о том, что возможен лишь один вид суверенитета - народный.
На наш взгляд, только народный суверенитет является абсолютным и неограниченным. Политико-территориальные образования не могут быть суверенными в буквальном смысле слова, они могут лишь обладать автономией во внутренних вопросах, включающей исключительные права формировать собственные органы власти и осуществлять учредительную власть.

Список использованных источников
Нормативно-правовые акты

1.    Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ [от 30.12.2008 N 6-ФКЗ], [от 30.12.2008 N 7-ФКЗ]//Российская газета, №7, 21.01.2009.
2.    Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. // Республика Татарстан. 2002. 30 апр.
3.    Конституция Республики Тыва от 6 мая 2001 г. // Тувинская правда. 2001. 15 мая
4.    Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:  Федеральный закон [от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ] (ред. от 22.10.2013)// Российская газета. №21. 16.10.1999
5.    О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: Федеральный закон [от 04.01.1999 N 4-ФЗ]// Российская газета. №4. 20.01.2000
6.    Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон [от 06.10.2003 N 131-ФЗ] (ред. от 22.10.2013)// Российская газета. №71. 08.10.2003

Учебная и научная литература

7.    Алехина Н.В. К вопросу о государственном суверенитете Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 10. С. 12;
8.    Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Часть общая: конституционное (государственное) право и его основные институты. С. 74.
9.    Кремянская Е.А. Вопросы суверенитета в практике Конституционного Суда Российской Федерации // Право и власть. 2002. N 2. С. 23
10.    Кочев В.А. Конституционно-правовые основы корреляции государственной власти. Пермь, 2000. С. 78;
11.    Международное публичное право: Сб. док. М., 1996. Т. 1.
12.    Политология: учебник для вузов/ С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.; под ред. С.В. Решетникова. - 5-е изд.- Мн: Тетра Системс, 2005. - 448 с.
13.    Политология:, учебник/ отв. ред. В.Д. Перевалов. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Норма, 2009. - 511 с.
14.    Политология: учебник/ С.В. Решетников [и др.]; под редакцией С.В. Решетникова. - 6-е изд., перераб. и доп. - Минск: Тетра Системс, 2010. - 528 с.
15.    Тадевосян Э.В. К вопросу о характере государственной власти субъекта федерации // Государство и право. 2002. N 3. С. 32;
16.    Шарифов М.Ф. Сравнение форм суверенитета: конституционно-правовой анализ // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 19. С. 12.
Материалы судебной практики
17.    Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Вестн. Конституционного Суда РФ. 2000. N 5.
18.    Постановление Конституционного суда Республики Башкортостан от 4 октября 2000 г. N 14-П по делу о толковании отдельных положений статей 1, 3, 69 Конституции Республики Башкортостан // Известия Башкортостана. 2000. 7 окт.;
19.    Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 7 февраля 2003 г. N 8-П по делу о толковании отдельных положений части первой статьи 1 Конституции Республики Татарстан // Республика Татарстан. 2003. 14 февр.
20.    Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. N 92-О по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан // Вестн. Конституционного Суда РФ. 2000. N 7.
21.    Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. N 250-О по запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений ст. ст. 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации (официально не опубликовано) // СПС "Консультант Плюс".
informsky.ru
1 2