Административные проступки – правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительной и распорядительной деятельности органов государства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей. Административными проступками являются, например, нарушение правил противопожарной безопасности, санитарной гигиены на государственных и частных предприятиях, безбилетный проезд в общественном транспорте.
Наиболее высокую степень общественной опасности представляют собой преступления, влекущие применение к виновным мер уголовного наказания. Они в обязательном порядке предусматриваются уголовным законом, и наказание за них определяется исключительно судом.
Действия, фактически подпадающие под признаки уголовного деяния, но не предусмотренные правом в качестве преступлений, не могут считаться таковыми и не влекут за собой применение мер уголовного наказания. В этом случае не применяется ни аналогия закона или права. Ни судебный прецедент. Только зафиксированное в уголовном праве деяние является преступлением и влечет за собой применение мер уголовного наказания.
Иные правонарушения представляют собой меньшую общественную опасность и наказываются по нормам, предусматривающим гражданско-правовую, административную и дисциплинарную ответственность. Установить сколько-нибудь твердую грань между преступлением и проступками не всегда просто. По степени общественной опасности, например, отдельные административные правонарушения не уступают преступлениям, а иногда и превосходят их причинением гораздо большего вреда. Это легко заметить, рассматривая административные правонарушения в сфере экологии. Не случайно некоторые административные правонарушения при повторном их совершении перерастают в преступления.
Грань между преступлениями и иными правонарушениями не является неподвижной: изменение обстановки, переоценка фактов реальной действительности влечет за собой признание преступным того, что ранее таковым не считалось и, наоборот, отнесение тех деяний, которые ранее квалифицировались как преступные, к разряду иных правонарушений. Например, в настоящее время за прогул применяются меры дисциплинарного воздействия. Увольнение с работы – самая строгая санкция. Однако в свое время за прогул была установлена уголовная ответственность. Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, ныне предусмотрено как уголовное преступление, тогда как в прежнем кодексе такого состава преступления не существовало.

2.2   Квалифицирующие признаки составов

Правонарушение характеризуется строго определенными признаками, отличающими его от нарушений не правовых правил поведения (норм морали, обычаев, норм общественных организаций).
        Во-первых, правонарушение объективно проявляется в акте человеческого поведения – действии или бездействии. Не может рассматриваться в качестве правонарушения образ мыслей человека, если они не проявились вовне, не были доведены до сведения других лиц.  Ход чужих мыслей не может быть никем проконтролирован и поэтому вообще не подлежит правовому регулированию.
Во-вторых, правонарушением признается только противоправное деяние, совершаемое в ущерб праву, в обход его. Правонарушение не согласованное с нормами права, нарушает их и, следовательно, пренебрегает правом.
Действие, согласованное с правом, допускаемое правом, не может рассматриваться как правонарушение. На что же в конечном итоге посягает правонарушение? Прежде всего, на интересы других лиц, находящихся под защитой закона (интересы собственности, свободы слова, совести). Однако не все интересы человека охраняются законом, поэтому их нарушение не всегда может быть противоправным, а, следовательно, не всегда считается правонарушением. Так, конкуренция ущемляет чьи-то частные экономические интересы, но правонарушения здесь нет. Сущность правонарушения состоит именно в поведении, противоречащим нормам права, исходящим от государства, даже если его веления не всегда соответствуют определенным общественным или частным интересам. В противном случае существование организованного, цивилизованного общества немыслимо. Именно поэтому законы правового государства допускают и обеспечивают институты необходимой обороны, крайней необходимости и другие.
Если в обществе совершаются поступки, наносящие моральный урон либо кажущиеся преступными, но не предусмотренные нормами права, они не могут признаваться правонарушениями. Смысл такого подхода заключается в том, чтобы субъекты общественных отношений заранее знали, какие деяния являются правонарушениями, и не совершали бы их.      
Распространение юридической ответственности на деяния, не зафиксированные в праве как правонарушения, колеблет принцип законности и справедливости.
В-третьих, по своей природе правовое нарушение является общественно опасным, так как причиняет определенный вред общественным отношениям либо содержит в себе реальную угрозу нанесения такого вреда. Причиняемый правовым нарушением вред может иметь разный характер в зависимости от объекта, на который посягает правовое нарушение. Вред может наноситься экономической или политической системе, личности, ее правам и свободам, собственности, быть материальным или нравственным, психическим или физиологическим и т.п. наличие вреда – непременный признак всякого правового нарушения. При его отсутствии не было бы и общественной опасности содеянного.
В-четвертых, признаком правонарушения является его наказуемость. Здесь речь идет не о реальном наказании, которое, как свидетельствует практика, не всегда сопровождает каждое правонарушение (например, в связи с не раскрытием конкретного преступления), а именно как о свойстве правонарушения, которое в обязательном порядке наказуемо как противоречащее праву. Признавая то или иное деяние противоправным, законодатель одновременно определяет санкции за его совершение.
В-пятых, правонарушением признается только виновное поведение субъектов права. Противоправное поведение является правонарушением лишь в том случае, если в действии или бездействии правонарушителя имеется вина, потому что лицо осознанно совершило правонарушение, разумно руководило в этот момент своими действиями.

Заключение
В соответствии с целью и задачами курсовой работы была изучена общая характеристика правонарушения, определены его элементы и построена их классификация, проведен анализ учебной и научной литературы, на основании которого были выявлены характеристика правонарушения, понятие юридического состава неправомерного деяния.
             Правонарушения были, есть и, по-видимому, будут. Задача правоохранительных органов вести активную последовательную борьбу с ними, однако только они не в состоянии значительно снизить масштабы их распространенности в обществе. Для этого необходимо проведение комплекса экономических, социально-политических, организационных мероприятий, направленных на укрепление экономической системы, повышение материального благосостояния, сознательности, информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности в развитии общественных отношений.
Наказание за совершенное противоправное деяние должно быть как неотвратимым, так и справедливым, т.е. соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя. В нашей стране в борьбе с различными видами правонарушений применяются многочисленные средства: экономические, социально-политические, правовые, а регулирует все общественные отношения и юридическая ответственность.
Юридический состав правонарушения состоит из четырех взаимосвязанных элементов: объекта, то на что посягает неправомерное действие (бездействие), объективной стороны, а так же субъекта правонарушения - лица, совершившего неправомерное деяние и субъективной стороны, то есть отношения субъекта к содеянному. В принципе выделение основного элемента состава правонарушения невозможно, так как в случае отсутствия одного из них деяние нельзя считать правонарушением. Но при подробном рассмотрении каждого, можно определить центральный элемент, который при наличии правонарушения определяет общественную опасность, то есть вред, причиненный охраняемым законом правоотношениям, внешнее выражение деяния в действии либо бездействии и причинную связь между ними. Этот элемент - объективная сторона, ведь нет деяния - нет и правонарушения.
Юридический состав правонарушения - это система объективных и субъективных элементов правонарушения, признаки которых указаны в источнике права. Состав правонарушения является основой, ядром правонарушения. В Российском законодательстве иногда можно встретить упоминания о составе преступления, но, ни один нормативно-правовой акт не содержит его определения. Это дает свободу научным спорам об определении понятия юридического состава правонарушения и его элементов. Поэтому необходимо создание единой трактовки этих понятий и корректировка нормативной базы на основании данных терминов.
Идеей всего законодательства является обеспечение охраны общественного строя, его политической и экономической системы, собственности, личности, прав и свобод граждан, и в целом правопорядка от преступных посягательств. И ещё раз нужно подчеркнуть, что всё это регулируется юридической ответственностью.

Список использованных источников

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. – М.:  «Норма», 2011.  –  48с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: «Норматика», 2012. – 192с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая, третья и  четвёртая. - М.: «Омега-Л», 2008. – 669 с.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.  – М.: «Норматика», 2012.  – 367с.

Научная литература

1.   Рарог А.И. Вина и квалификация преступлений. - М. 1982. – С. 358.
2.  Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: Проспект, 1999.
3.  Ковалев Л.М. Правонарушение и закон // Правоведение. 1999. - № 1.
4.  Лукьянов В.В. Административное правонарушение и уголовное  преступление: в чем различия? // Государство и право. 1996. - № 3.
5.  Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. – М.:  Норма, 1990.
6.  Смоленский М.Б., Колюшкина Л.Ю. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2008.
7. Теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Новый Юрист,  1997.
8. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского. – М.: Норма- Инфра-М, 1998.
9.  Теория государства и права / Под ред. В.Д. Перевалова. – М.: Норма, 2005.
10. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В.  Малько. – М.: Юристъ. 2000.
informsky.ru
1 2 3