informsky.ru
Глава 2. Уголовно-правовые  меры борьбы с наркобизнесом.

2.1. Законодательные основы противодействия незаконному обороту и злоупотреблению наркотическими средствами.
Преступления, связанные с незаконным распространение наркотиков отнесены УК РФ к преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности. Гарантии, обеспечивающие охрану здоровья и медицинскую помощь, содержатся в Конституции РФ, также в ней регулируется порядок продажи и покупки наркотических веществ - это отнесено к ведению РФ (ст. 41, 71 КРФ). УК РФ содержит различные составы преступлений, квалифицирующие признаки, условия, которые учитываются при назначении наказания и санкции за такие преступления. Конечно, ведущую роль в регулировании вопроса по борьбе с незаконным оборотом наркотиков имеет уголовное право, но нормы гражданского, семейного и административного права также распространяются на этот вопрос, так ст. 30 ГК РФ предусматривает, что человек, злоупотребляющий наркотиками может быть ограничен в своей дееспособности, а ст.33 ГК РФ предполагает установление над такими субъектами попечительства. Также ГК РФ предусматривает в ст. 129, что наркотики являются вещами, изъятыми и свободного оборота и не могут быть переданы в свободную торговлю. Семейный кодекс РФ предусматривает процедуру лишения родительских прав, если родитель является хроническим наркоманом (ст. 69 СК).  КоАП РФ в ст. 6.8, 6,9 предусматривает административную ответственность за незаконное приобретение, либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов и за потребление наркотических средств без назначения врача.  В РФ принят ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", который регулирует лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических веществ, использование наркотических средств, меры по противодействию незаконному обороту наркотиков, меры медицинской помощи и др.
В Российской Федерации разрабатываются многочисленные программы по борьбе и предупреждению потребления наркотиков, законы и положения  о специальных органах, призванных бороться с наркотической преступностью и разграничивающие компетенцию между ними (ФЗ РФ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", Постановление "О правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту").
Законодательством РФ предусматривается лицензирование производство и реализация лекарственных средств, также в целях обеспечения государственного контроля за ввозом в РФ и вывозом их РФ наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ и выполнения международных обязательств утверждено Положение "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ".
Особое значение имеет совершенствование таможенного законодательства в сфере регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотиков, так как большой поток наркотиков поступает из пограничных стран.
Утверждены перечни и таблицы, которые регламентируют отнесение к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте.
Также на территории РФ действуют и международные документы по противодействию незаконному обороту и злоупотреблению наркотическими средствами: Единая конвенция о наркотических средствах 1961г., Конвенция Организации объединённых наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

2.2. Взаимодействие правоохранительных органов и спецслужб.

Важное место для быстрого и полного расследования преступлений занимает взаимодействие следователей с работниками других служб органов внутренних дел. Под взаимодействие понимается совместная, согласованная  по целям, месту и времени, основанная на законе и подзаконных актах деятельность следователя, оперативных работников и  других служб органов внутренних  дел, предполагающая рациональное сочетание процессуальных действий, оперативно-розыскных мер, осуществляемых каждым из них в соответствии со своими функциями и полномочиями, которые представляет им закон.
Наиболее часто при расследовании незаконного изготовления, хранения и сбыта наркотических средств, следователь поддерживает тесную связь с оперативным работником, специализирующимся на борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Формы взаимодействия зависят не только от типичных следственных ситуаций, вида преступления, сложности уголовного дела, количества эпизодов , но и от знаний и умений практических работников, которые могут процессуально грамотно и быстро составить тот или иной протокол следственного действия, своевременности обращения за оказанием содействия в раскрытии и расследовании преступления к другим службам ОВД, гражданским организациям и учреждениям, общественности.
Основными особенностями взаимодействия следователя с оперативным работником при расследовании незаконного изготовления, хранения м сбыта наркотиков являются такие:
"    Их совместные усилия при осмотре подпольной лаборатории по производству наркотиков, определение особенностей хранения как самого наркотика, так и его полупродукта, направлены на установление каналов приобретения оборудования и химических веществ для синтеза и способов их доставки в места изготовления, на установление каналов и мест сбыта;
"    Их действия направлены на обнаружение изготовителей, хранителей, сбытчиков наркотиков, которые имеют свои особенности, а также на установление пособников.
При расследовании этой категории дел необходимо активно использовать помощь оперативных служб следственных изоляторов, а также служащих изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых внутренних дел. Из следственных изоляторов (при проведении в них оперативно-розыскных мероприятий) и изоляторов временного содержания к следователю может поступить информация: о соучастниках незаконного изготовления, хранения, сбыта наркотиков, о местах расположения подпольных лабораторий по производству наркотиков, каналах приобретения химических веществ и оборудования, свидетелях их противоправной деятельности, местах сбыта наркотиков, способах вышеуказанных  преступлений, позиции обвиняемого при проведении следственных действий и других фактах, имеющих значение при расследовании уголовных дел рассматриваемой категории.
В ходе расследования следователь может взаимодействовать с территориальными подразделениями Государственной противопожарной службы ввиду того, что  в процессе изготовления наркотиков может возникнуть пожарная ситуация, в результате которой будут уничтожены следы преступления, а преступники могут умышленно совершить взрыв или поджог подпольной лаборатории по изготовлению наркотиков, и следователь обязан это предвидеть. Он может поручить противопожарной службе проверить противопожарное состояние помещений и получить ценные доказательства. Следователю по прибытии пожарных к месту тушения пожара необходимо связаться с руководителем пожарного расчёта и предупредить его о следующем: о возможно более аккуратном обращении с предметами (Оборудованием, химическими  веществами и др.), которые могут находиться в охваченной огнём квартире или ином помещении и оказаться вещественными доказательствами по делу, о возможном нахождении в месте пожара взрывоопасных веществ, о применении пожарными средств индивидуальной защиты. Руководитель тушения пожара оказывает содействие следователю в следующем: в составлении протокола осмотра места происшествия, так как следователь не всегда владеет терминологией пожарного дела; в обнаружении, закреплении, изъятии, упаковке и доставке из горящего помещения использованного в синтезе наркотиков оборудования, химических веществ; в выдвижении и проверке версий о причинах и обстоятельствах пожара и мест нахождения определённых предметов в месте пожара. Служащий пожарной охраны, принимавший участие в ликвидации пожара, может быть допрошен и в качестве свидетеля по поводу тех фактов, которые стали ему известны в связи с пожаром.
Полезным для эффективного расследования преступлений, является и взаимодействие следователя с медицинскими работниками. Так, при проведении следственных действий, например при обыске, когда в подпольной лаборатории или ином помещении находится больной человек или младенец оперативно-розыскные службы и следователь должны предусмотреть участие одного из врачей: терапевта, кардиолога, хирурга.
1 2 3 4 5