informsky.ru
Таким образом, только постоянное и тесное взаимодействие следователя с другими службами может способствовать более успешному расследованию уголовных дел о незаконном изготовлении, хранении и сбыте наркотических средств.

2.3. Роль таможенных органов в борьбе с незаконным оборотом  наркотиков.

Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 года (далее ТК РФ) наделяет органы таможни функциями органов дознания по делам о контрабанде, об уклонении таможенных платежей, о незаконных валютных операциях и иных деяния с валютными ценностями, касающихся таможенного дела, а также по делам об иных преступлениях, производство дознания по делам об иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов РФ. При наличии признаков контрабанды и иных преступлений, отнесённых к компетенции таможенных органов, таможенный орган возбуждает уголовное дело и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства, производит неотложное следствие по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших.  К неотложным следственным действиям относятся: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, а также назначение в конкретном случае экспертизы.
Статьи 224-226 ТК РФ устанавливают, что таможенные органы, осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц,  подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов. Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) осуществляется в соответствии с ФЗ "ОБ оперативно-розыскной деятельности". Основаниями для поведения оперативно-розыскных мероприятий являются: наличие возбужденного уголовного дела; информация о преступлении, о лицах, скрывающихся от следствия, суда или уголовного наказания; указание прокурора или определение суда; запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.  Таможенные органы вправе: 1) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия (опрос граждан, наведение справок, исследование предметов и документов, отождествление личности, обследование зданий и др. оперативно-розыскные мероприятия); 2) сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать органу таможни; 3) использовать  в ходе оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства, иное имущество частных лиц; 4) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, а также личность сотрудничающих граждан; 5) создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения оперативно-розыскных задач.
Статьи 227-229 ТК РФ предусматривают контролируемые поставки наркотических средств и психотропных веществ. Контролируемая поставка осуществляется не только в целях выявления лиц, участвующих в наркобизнесе, но и для пресечения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Процедура осуществления контролируемой поставки состоит в следующем: 1) таможенные органы РФ в каждом отдельном случае в соответствии с договорённостями с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств или на основе международных договоров РФ в случае обнаружения контрабанды допускают под своим контролем ввоз в РФ, вывоз из РФ или транзит через её территорию наркотических средств и психотропных веществ, включённых в незаконный оборот; 2) незаконные партии, контролируемые поставки которых осуществляются в соответствии с достигнутыми договорённостями, с согласия соответствующих сторон могут быть перехвачены и оставлены для дальнейшей перевозки с сохранением или полной или частичной заменой наркотических средств; 3) решение об использовании контролируемой поставки принимается Государственным таможенным комитетом. ГТК может принять решение об использовании метода контролируемой поставки в случае, если страной назначения наркотических средств является иностранное государство. 

Глава 3. Почему наркобизнес процветает?

3.1. Коррупция как основная составляющая незаконного оборота наркотиков.
Процесс становления "рынка" незаконного оборота наркотиков в России на протяжении 1997-2002 годов проходит стремительно. Огромные прибыли, получаемые от торговли наркотиками, позволяют участникам наркобизнеса использовать эти средства для продвижения "своих людей" во властные структуры, а также вовлекать в преступную деятельность представителей ФПС РФ, ГТК РФ, МВД РФ, Генеральной Прокуратуры РФ, судов и других представителей государственной власти, причем этот процесс принял организованный, системный характер, происходящий на фоне высокой коррупционной составляющей всего государственного механизма управления в России, в том числе правоохранительной системы. Часто для этого используется не только простая материальная зависимость, но и "наркопорабощение" самих сотрудников правоохранительных органов, вовлекаемых в употребление наркотиков. В сети "розничной" торговли героином ОНОНы и милиция общественной безопасности осуществляют не только "прикрытие" торговли на улицах российских городов и поселков за соответствующее вознаграждение, но и сами включаются в этот прибыльный бизнес, предлагая свой "товар" - конфискованный ранее героин. Свидетельств этому масса.
Работники следственных органов, органов дознания МВД и прокуратуры, вовлеченные в наркокоррупцию, заняты "развалом" и переквалификацией уголовных дел по ст.228-232 УК РФ - такая информация имеется в ФСБ РФ. По статьям 228-232 УК РФ по вступившим в законную силу приговорам было осуждено: в 1998 году 101 510 человек и оправдано - 180 человек; в 1999 году - 108 290 человек и оправдано - 229 человек. В 2000 году по не вступившим в законную силу приговорам, постановленным по делам рассматриваемых категорий, было осуждено 61190 человек и оправдан 161 подсудимый. Направлено на доследование 3005 дел в отношении 4010 обвиняемых. При обсуждении судебной практики по делам о незаконном обороте наркотиков приводились примеры неудовлетворительной работы органов дознания и следствия по выявлению источников приобретения наркотиков и каналов их сбыта.
Судебная система РФ также вовлечена в наркокоррупцию. Так, судьи за соответствующую плату "разваливают" дела против сбытчиков наркотиков, меняя содержание под стражей на подписку о невыезде,  что позволяет преступникам скрыться.
Содержащиеся в 987 учреждениях российской пенитенциарной системы 950000 преступников ежегодно "поставляют на свободу" более 12 тысяч новых наркоманов. Это говорит о том, что героин легко проникает в места лишения свободы, естественно, за материальное вознаграждение. Следовательно, сотрудники ГУИН Министерства Юстиции за вознаграждение проносят героин в тюрьмы, колонии и СИЗО - ведь не выращивают преступники опиумный мак в местах лишения свободы сами.
На основании вышеизложенного ясно, что наркокоррупция выстраивается в четко организованную систему. Если государством и обществом в ближайшее время не будут приняты широкомасштабные, системные меры по противодействию этому явлению, то, через достаточно короткий период времени мы получим прекрасно организованные наркосиндикаты с элементами проникновения во власть в Российской Федерации.
1 2 3 4 5