Содержание

Введение
1. Иконография Пресвятой Троицы
2. Иконографический образ Троицы
2.1.  Изображение “Троицы”  Феофаном Греком
2.2.  “Троица” Андрея Рублёва
2.3.  Храмовая икона “Троица Ветхозаветная”
Заключение
Список литературы

Введение

Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее  нельзя  считать  картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать.
В  подходе  к  иконописи существует  несколько  направлений. Одни авторы сосредоточили все внимание на фактической стороне дела, на времени возникновения и развития отдельных школ. Других занимает изобразительная сторона иконописи, то есть ее иконография. Третьи пытаются прочесть в древней иконописи ее религиозно-философский смысл.
Нет ни малейшего сомнения в том, что иконопись выражает собою глубочайшее, что есть в древнерусской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших, мировых сокровищ религиозного искусства. И, однако, до самого последнего времени икона была совершенно непонятною русскому образованному человеку. Он равнодушно проходил мимо нее, не удостаивая ее даже мимолетного внимания. Он просто-напросто не отличал иконы от густо покрывавшей ее копоти  старины. Только в самые последние годы у нас открылись глаза на необычайную красоту и яркость красок, скрывавшихся    под этой копотью. Только теперь, благодаря изумительным   успехам современной техники очистки, мы увидели эти краски  отдаленных веков, и миф о “темной иконе” разлетелся окончательно. Оказывается, что лики святых в наших древних храмах  потемнели единственно потому, что они стали нам чуждыми; копоть на них нарастала частью вследствие нашего невнима¬ния и равнодушия к сохранению святыни, частью вследствие нашего неумения хранить эти памятники старины.
С этим нашим незнанием красок древней иконописи до сих пор связывалось и полнейшее непонимание ее духа. Ее господ¬ствующая тенденция односторонне характеризовалась неопределенным выражением “аскетизм” и в качестве “аскетической” отбрасывалась как отжившая ветошь. А рядом с этим остава¬лось непонятым самое существенное и важное, что есть в русской иконе,—та несравненная радость, которую она возвещает миру. Теперь, когда икона оказалась одним из самых красочных созданий живописи всех веков, нам часто приходится слышать об изумительной ее жизнерадостности; с другой стороны, вследствие невозможности отвергать присущего ей аскетизма, мы стоим перед одной из самых интересных загадок, какие ког¬да-либо ставились перед художественною критикою.
Образ Троицы был особенно популярным в  14 – 16 в.в. Основная храмовая идея нашего древнего религиозного искусства, господствовавшая и в нашей древней архитектуре и в живописи – это внутреннее соборное объединение, которое должно победить хаотическое разделение и вражду мира и человечества, преображение вселенной по образу и подобию Святой Троицы, т.е. внутреннее объединение всех существ в боге.
В основе сюжета “Троицы” лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму божества в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Авраам с женою Саррой угощали пришельцев под сенью Мамврийского дуба, и Ав¬рааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах. Из¬давна существует несколько вариантов изображения Троицы, иногда с подроб¬ностями застолья и эпизодами заклания тельца и печения хлеба (в собрании га¬лереи это иконы Троицы XIV века из Ростова Великого и XV века из Пскова).
Цель данной работы – рассмотреть разные варианты изображения Святой Троицы  в древней иконописи, особенности изображений.

1. Иконография Пресвятой Троицы

Иконография Пресвятой Троицы являет с помощью "богословия в красках", глубинный смысл Великого Совета, то есть Божьего Домостроительства. Существует два канонических изображения Троицы: "Гостеприимство Авраама" и "Троица Ветхозаветная". Икона "гостеприимство Авраама" является иллюстрацией к главе 18 Книги Бытия. На иконе изображены три Ангела. Все Ангелы благословляют. Они сидят за столом. (На столе трапеза и принадлежности к ней относящихся к трапезе.) За центральным (средним) Ангелом виден Мамврийский дуб.
Три Ангела сидят за столом и трапезничают. На столе стоят обеденные принадлежности. Все ангелы благословляют, на столе трапеза. Внизу изображены: Авраам - слева, отрок закалывающий тельца посередине, Сарра, месящая тесто - справа.
Данная икона ставит перед собой лишь иллюстративные цели.
Совсем иной смысл имеет иной смысл "Ветхозаветная Троица" прп. Андрея Рублева. На ней уже нет ни Авраама, ни Сарры, ни слуги. На иконе изображены три Ангела. Они сидят уже не за столом, а за Престолом. Небольшое отверстие - знак греческого Престола. С древности Литургию совершали на мощах мучеников. Позже в Греции мощи святых вкладывались именно в это отверстие. Престол в данном случае имеет значение Жертвы, так как ранее Литургия совершалась без Жертвенника, то есть Престол был в то же время и Жертвенник. За центральным Ангелом изображен Мамвриийский дуб, но не иллюстративно, а с особым значением - это древо - Древо жизни, Крестное Древо. За левым Ангелом возвышаются палаты - это символ Домостроительства Божия. За правым Ангелом - гора - символ духовного восхождения. Если внимательно присмотреться к иконе, то можно заметить, что пространство между фигурами боковых Ангелов образует Жертвенную Чашу, внутри которой находится средний Ангел. На Престоле стоит круглая Чаша с главой тельца, но нет принадлежностей, относящихся к трапезе, что еще более усиливает смысл Жертвы. Центральный Ангел благословляет и можно увидеть, что Он как бы касается Чаши, и это можно истолковать как жест нисхождения в саму Чашу. Средний Ангел облачен в пурпурный хитон и синий гимантий. На хитоне нашит золотой клав. Клав - символ чистоты и совершенства человеческой природы Христа. Еще клав трактуется как знак посланничества, признак особой мессианской роли Спасителя. Такую нашивную полосу можно увидеть и на иконах Святых апостолов - провозвестников Слова Божия. Традиционно хитон Спасителя имеет оттенки красного цвета, а гимантий - синего.
Сочетание этих двух цветов символизирует земную - человеческую и небесную - Божественную природу Спасителя. Красный цвет - это и символ мученичества, поскольку он напоминает цвет крови, и символ царского достоинства, так как пурпурные одежды являлись прерогативой императора и знати. Синий символизирует сферы небесные, этот цвет чистоты и непорочности. В сочетании этих двух цветов и тайна Боговоплощения, тайна соединения двух различных миров - тварного и нетварного, так как в цветовой гамме эти цвета противоположны: красный цвет - теплый, синий - холодный. Можно предположить, что центральный Ангел - Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, Агнец Божий. Его склонение к левому Ангелу говорит о послушании и вольном принесении жертвы. Благословение левого Ангела означает благословление на жертву. Левый Ангел облачен в синий хитон и гимантий охристого цвета. Клава нет. Скорее всего левый Ангел - образ Бога Отца, ибо Отцу прилично благословлять Сына Единородного на Жертву. Он кроткий и спокойный, подчеркивает действенное начало Своей Ипостаси. Правый Ангел со склоненной главой и опущенной вниз ладонью как бы дает молчаливое согласие на все совершающиеся на таинственном и непостижимом Совете Святой Троицы. Правый Ангел облачен в синий хитон с зеленоватым клавом и в зеленый гимантий. Плавное, спокойное движение правого Ангела, одеяния светло-зеленого и голубого цветов подобны "веянию тонкого холода", в котором является Святой Дух. Правый Ангел - Святой Дух. Также существует мнение, что центральный Ангел символизирует не только Сына, но и Отца. Преподобный Андрей Рублев специально потрудился, чтобы представить образ Отца через образ Сына по Евангельскому слову. Если обратить внимание на фигуру, в которую вписываются Ангелы с Престолом и седалищами - то окажется, что это восьмиугольник.
Цифра восемь обозначает Царство Божие. Положение фигур Ангелов, повороты голов с нимбами, соприкасающиеся крылья, характерное изображение стоп ног, палаты, дерево и горка на заднем плане - все это образует своеобразный композиционный круг. А вся икона представляет собой почти квадрат.


1 2 3 4 5
informsky.ru