исчезновения в 80-е гг. XIX в. отработочной системы с ликвидацией института "временнообязанных" крестьян, не стало и смешанной системы. Возросла капитализация производства в помещичьих имениях, частично уже проданных из-за долгов предпринимателям из купцов или разбогатевших крестьян.
  Не следует идеализировать уровень вовлеченности в целом сельского хозяйства как отрасли и крестьянского населения в рыночные отношения. Многие из крестьян уходили в город на временные заработки, в том числе в сферу обслуживания, многие трудились в промышленности, на транспорте и в строительстве, но чаще на вспомогательных работах, в силу недостаточной грамотности и профессиональной подготовки. По отраслевой структуре занятости рабочей силы Россия накануне Первой мировой войны уступала США в 1820 г. Причем в США к концу первого двадцатилетия XIX в. в экономике трудилось 3 млн. человек, а в России в начале XX в. — 70 млн. человек (без Польши и Финляндии). Необходимо при этом учитывать недостаточную техническую оснащенность отраслей российской экономики.
  Отставание России, в том числе по формированию промышленной и рыночной инфраструктуры и ряда отраслей промышленности (станкостроение), носило временный, а не стратегический характер. В начале XX века Россия вышла на прямую траекторию общецивилизационного, естественного пути развития.
  Важная роль в формировании и развитии рыночной инфраструктуры принадлежит региональным товарным и фондовым биржам. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать их роль и значение в формировании региональных рынков, надо проанализировать предпосылки их образования, сформулировать черты и особенности функционирования бирж в России, обосновать основные функции бирж в условиях перехода к рыночной экономике. При формировании системы региональных бирж следует учитывать исторический опыт их развития не только в России, но и за рубежом. В 1913 году в России действовала 91 товарная биржа, в крупных городах биржи специализировались на определенных видах продукции. При крупных биржах существовали фондовые отделы. Биржевая деятельность находилась под государственным контролем, биржевые маклеры утверждались Министерством финансов. Новый этап в развитии бирж начался в 1922 г. с введением НЭПА и к 1924 году в СССР действовала 101 товарная биржа.
  В начальный период развития рыночных отношений (1991-1992 г.) на территории России функционировало свыше 100 товарно-сырьевых, товарных и товарно-фондовых бирж. В этот период биржи были только на стадии становления, поэтому их роль в развитии рынка не стоит переоценивать, так как в условиях дефицита товаров и монополизации производства и обращения, биржи становились местом формирования высокие «спекулятивных» цен. При этом они не располагали информационной базой для характеристики районов тяготения партнеров, а также количественными и качественными характеристиками размещения производства и потребления продукции.
  Развитие внешнеэкономической инфраструктуры может стать главным фактором, обеспечивающим приток иностранных инвестиций. Деятельность в этом направлении предполагает тесное сотрудничество с комитетами и комиссиями законодательных и исполнительных органов власти областей и краев России, а также с научными и общественными организациями при разработке заявок, проектов и обоснований в различные международные фонды и организации.
  Главной предпосылкой развития внешнеэкономической инфраструктуры является формированием внешнеэкономического потенциала региона. Род внешнеэкономическим потенциалом региона понимается совокупность природных, производственных, научно-технических и трудовых ресурсов региона, которые могут быть использованы в целях развития международных экономических связей с ближним и дальним зарубежьем.
   Переход к рыночной экономике вызвал потребность в банке-партнере,
экономически заинтересованном в улучшении функционирования обслуживаемых субъектов региональной экономики в банке, который, аккумулируя финансовые ресурсы предприятий, способствовал бы их эффективному использованию для развития предприятий, так и экономики в целом.
  В конце 80-х - начале 90- годов в экономике России сложились определенные предпосылки для создания системы коммерческих банков. Образование коммерческих банков в России началось с организации кооперативных банков, так как кооперативный сектор более подвижно реагирует на потребности субъектов рыка. Затем началось образование коммерческих банков, обслуживающих государственные предприятия, объединения, организации. Одновременно создавались межотраслевые коммерческие банки на основе денежных средств крупных предприятий. К настоящему времени сформировались основы системы коммерческих банков России.
  Информационная инфраструктура включает центры по изучению спроса и емкости рынка, рекламные агентства, постоянно действующие оптовые ярмарки и аукционы, средства информатики связи. Совершенствование информационного обеспечения региональных рынков связано с научным обоснованием прогнозирования платежеспособного спроса, изучением его динамики и пространственно-временных характеристик. Для этого целесообразно создание специализированных служб по изучению спроса, которые позволят своевременно определять потребность в различных товарах.
  Важным элементом информационного сопровождения рынков выступает рекламная деятельность. В условиях перехода к рыночной экономике рекламная деятельность превращается из вспомогательного компонента системы сбыта в основной инструмент формирования спроса на товары и услуги.
  Важные функции информационного обеспечения выполняют постоянно действующие оптовые ярмарки и аукционы. При переходе к рыночным отношениям деятельность оптовых ярмарок должна быть переориентирована на коммерческие функции. Основными функциями ярмарок должны стать: сбор и обработка информации о состоянии товарных рынков и намерениях промышленных и торговых партнеров; прогнозные оценки спроса и предложения.
  Для переходного периода, особенно в его начальной стадии, для России характерно существенное отставание в развитии рыночной инфраструктуры, от возрастающих потребностей в ее услугах для развития всей системы рынков. Сопоставления показателей обеспеченности предприятиями и организациями рыночной инфраструктуры в России и США показывает, что уровень обеспеченности основными элементами рыночной инфраструктуры в России составляет от 6,7 до 25,2 % от уровня США. Исключение составляет лишь показатель обеспеченности биржевой инфраструктурой, который превышает соответствующий показатель по США на 72,7%, что можно объяснить бурным ростом численности бирж, брокерских и дилерских фирм и контор в 1991-1993 гг., выполнявших в период отсутствия четкого биржевого законодательства не свойственные им функции по оптовой торговле потребительскими и производственно-техническими товарами. Анализ показателей обеспеченности предприятиями оптовой торговли говорит об очень существенном (практически в 5,8 раз) отставании, как по численности предприятий, так и их обеспеченности складскими помещениями и торгово-производственным оборудованием. При этом обеспеченность объектами материально-технической базы оптовой и розничной торговли за 1991-1995 гг. в ряде регионов России также сократилась.
  В настоящее время перед научными и практическими работниками встала задача поиска путей выхода из кризиса и анализа проблем, возникающих в процессе перехода к рынку как на уровне России в целом, так и на уровне ее административно-территориальных образований. Известно, что характер распространения рыночных отношений в системе хозяйственного механизма, а также территориальная организация рынков и рыночной инфраструктуры в условиях, например, Сибири имеют свою специфику, проявляющуюся в особых условиях снабжения этих районов энергоресурсами, машинами и оборудованием, товарами народного потребления. Поскольку незаинтересованность предприятий в условиях рынка вкладывать инвестиции в инфраструктурные объекты с длительными сроками окупаемости и жесткая финансово-кредитная полтика приводят к общему сокращению капиталовложений, значительная часть, забот по развитию рыночной инфраструктуры ложится на региональные органы управления. Без разработки концепции и программы развития рыночной инфраструктуры, а также создание внебюджетных фондов для ее финансирования за счет привлекаемых средств предприятий различных форм собственности, иностранных инвестиций, эту проблему решить невозможно.
  Цель разработки такой программы состоит в том, чтобы на основе анализа современной ситуации и обобщения мнений специалистов обосновать направления развития основных элементов системы рыночной инфраструктуры и обеспечить их реализацию с акцентом на достижение устойчивого функционирования потребительского рынка.      
  Исходя из реалий хозяйственной жизни России в конце XIX — начале XX в., отмечаем, что промышленная инфраструктура XIX в. сильно отличалась от ее картины через столетие — в конце XX — начале XXI в. Не использовались еще авиалинии для транспортировки грузов и перевозки пассажиров. Слабо была развита телефонная сеть и отсутствовала радиофикация и т. д. Но обширные научные изыскания в этой области создавали базу для широкого развития сетей коммуникаций, связи, коммунального хозяйства в последующие годы XX в.












1 2 3 4 5 6 7
informsky.ru