informsky.ru
Избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, за 15 дней до дня голосования и в день голосования, вправе получить в участковой избирательной комиссии открепительное удостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, где этот избиратель обладает активным избирательным правом.
Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов (списка кандидатов)".
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья и другимуважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое число (но не более трех) переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.
Как уже ранее отмечалось, избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения или блока, наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.
Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в ящики для голосования.
  Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
       Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает не действительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени не установленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.
  Чтобы исключить возможность фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и блоки, иностранные (международные) наблюдатели.
  После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования.
  На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
  Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или определении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, а также если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков или по решению суда.
  Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, предусмотренных законодательством. При этом устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объявления даты следующих выборов того же уровня.

Заключение

    Исследовав современное  состояние российского избирательного права и избирательной системы можно сделать соответствующие выводы. Действительно, избирательное законодательство развивалось очень активно. Точкой отсчета в его реформировании можно считать 1993 год. Именно тогда была создана и Центральная  избирательная комиссия - специальный орган, главная функция которого - организация и проведение федеральных выборов, контроль за соблюдением избирательного законодательства, обобщение опыта и разработка предложений по его совершенствованию.
  С моей точки зрения, сегодня избирательное право России довольно развито и соответствует международным стандартам. Достаточно сказать, что действующие федеральные законы конкретизируют принципы обязательности и периодичности выборов, создают правовые механизмы по обеспечению независимости избирательных комиссий, возможность общественного контроля за всеми этапами выборов, особенно при проведении голосования, подсчете голосов и подведении итогов. Предпринят ряд законодательных мер по обеспечению равного статуса кандидатов, в частности - равного доступа к средствам массовой информации, по защите прав граждан на объективную информацию во время выборов. То есть избирательное законодательство воплотило идеи демократии, политических прав и свобод граждан в конкретные правовые институты и процедуры, юридические гарантии и механизмы гражданского контроля за деятельностью властных структур.
    Прошедшие годы были весьма насыщены политическими событиями. Прошли избирательные компании по выборам депутатов  Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации четырех созывов и Президента Российской Федерации, выборы в законодательные и исполнительные органы государственной власти всех субъектов Российской Федерации, муниципальных выборов. Подобный богатейший опыт требовал осмысления. Системный анализ позволил определить "болевые точки" и наметить задачи по устранению тех негативных явлений, которые присутствовали в избирательном процессе на тот момент.
   Законодательство о выборах стало развиваться по пути комплексного совершенствования. С одной стороны, шла работа по разработке и принятию новых законов, с другой - вносились изменения и дополнения в уже действующие законодательные акты. Так, за последние годы были утверждены новые редакции федеральных законов - "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", приняты новые  федеральные законы - "О политических партиях", "О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", а также внесены изменения в законы, которые связаны с выборами. Это, в частности, федеральные законы "Об общественных объединениях", "О средствах массовой информации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "О рекламе", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс РФ. В перспективе возможна разработка Избирательного кодекса.. Однако это вопрос не только времени, но и практики.
   Таким образом можно сказать, что совершенствование избирательного законодательства не завершено, хотя дальнейший процесс вряд ли потребует таких масштабов как ранее. Его развитие и совершенствование будет идти параллельно с развитием и совершенствованием, укреплением институтов демократии, прав и свобод граждан.    
Библиография:

Нормативные акты и официальные документы

1.    Конституция Российской Федерации.-М.: "Норма",  2000.
2.    ФЗ от 10 января 2003 г. №19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ от 13 января  2003 г. №2, ст.171.
3.    ФЗ  от 20 декабря 2002 г. №175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ  от 23  декабря 2002 г. №51, ст.4982.
4.    ФЗ от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" // Собрание законодательства РФ от 2 декабря 1996 г. №49, ст.5497.
5.    ФЗ от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ "О гарантиях малочисленных народов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ от 3 мая 1999 г. №18, ст.2208.
6.    ФЗ  от 10 января 2003 г. №20-ФЗ "О государственной автоматизированной системе "Выборы" // Собрание законодательства РФ от 13 января 2003 г . №2,  ст.172.

Научная литература

7.    Козлова  Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России: Учебник. -М.: Юристъ, 1998.
8.    Авакян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.-РЮИД, "Сашко", 2000.
9.    Окунько В.А. Постатейный комментарий к конституции РФ.- М.: "Бек", 1994.
1 2 3 4 5 6