informsky.ru
2. Анализ практики инновационного менеджмента в ОАО "РЖД"

2.1 Внедрение принципа инновационного менеджмента

19 декабря 2006 г. на расширенном заседании Правления ОАО "РЖД" был рассмотрен проект Программы научно-технического развития компании. Как сообщил вице-президент, главный инженер ОАО "РЖД" Валентин Гапанович, в рамках практической реализации Стратегической программы развития ОАО "РЖД" был проведен глубокий и всесторонний анализ проекта Программы научно-технического развития компании, в результате чего подходы к ее формированию претерпели принципиальные изменения.
Новый подход к формированию Программы научно-технического развития ОАО "РЖД" основан на принципах инновационного менеджмента (или управления процессом от возникновения идеи до ее реализации).
"В условиях рыночной экономики научно-технические решения должны иметь конечный результат, оправдывающий вложенные инвестиции", - считает Валентин Гапанович.
По словам Валентина Гапановича, в рамках выделенного на 2007 год лимита финансирования, осуществляемого по нескольким источникам, проведен мониторинг и выбраны приоритетные направления инновационной деятельности. Это, в первую очередь, технологическая модернизация производственных процессов, разработка нормативно-технической документации для реализации требований "Закона о техническом регулировании", повышение производительности труда, организация работы по внедрению в ОАО "РЖД" системы менеджмента качества. Одновременно в несколько раз снижается доля затрат на научные разработки в области создания нового подвижного состава и путевой техники.
Отличительной особенностью инновационного плана будущего года является разработка бизнес-планов и начало реализации двух комплексных научных проектов (КНП). Такой подход позволит наиболее рационально использовать имеющиеся инвестиционные ресурсы компании, а суммарный экономический эффект от реализации данных проектов по оценкам бизнес-плана к 2009 году составит более 2,7 млрд рублей.
"В рамках КНП-1 начаты работы по созданию и внедрению информационно-управляющей системы обеспечения управления локомотивными парками на сети дорог. В качестве полигона реализации пилотного проекта определен участок Рыбное - Челябинск-Главный, - сказал Валентин Гапанович. - Проведенный анализ показывает, что внедрение такой информационно-управляющей системы на данном полигоне позволит за счет оптимизации использования сократить потребный парк на 61 машину в сутки, то есть практически снизить его на 10%. Без преувеличения можно сказать, что внедрение данного пилотного проекта станет нашим первым шагом к созданию интеллектуальной системы управления, которая коренным образом изменит технологии управления парками на сети железных дорог".
Особое место в планах ОАО "РЖД" занимают "прорывные" технологии, направленные на внедрение на железнодорожном транспорте передовых достижений научно-технического прогресса. В частности, это проект создания газотурбинного локомотива на сжиженном природном газе мощностью 8300 МВт. В настоящее время завершаются стендовые испытания силовой установки, а опытная эксплуатация первого в мире газотурбовоза такой мощности началась 1 августа 2009 года.

2.2 Центр инновационного развития компании ОАО "РЖД"

Совет директоров ОАО "РЖД" одобрил создание Центра инновационного развития - филиала ОАО "РЖД".
Центр инновационного развития ОАО "РЖД" начал работать 1 августа 2007 года в Москве, в здании Рижского вокзала. Главные задачи филиала - прогнозирование основных направлений инновационной деятельности компании, формирование соответствующих проектов и программ, обеспечении их реализации, в том числе на основе частно-государственного партнерства.
Организационно Центр будет состоять из трех блоков. Первый блок будет определять новые задачи инновационного развития ОАО "РЖД" и заниматься привлечением финансирования под проекты. В числе его функций - поиск, подготовка и технико-экономическая экспертиза предложений по использованию новейших технологий в инвестиционных проектах ОАО "РЖД", взаимодействие с венчурными и другими фондами технологического развития.
Второй блок аккумулирует часть функций центра научно-технической информации и центральной научно-технической библиотеки ОАО "РЖД", среди которых создание организационно-методической базы для ознакомления специалистов компании с техническими новшествами, анализ законодательства в области инновационной деятельности, организация подготовки и повышения качества менеджмента. Третий блок будет обеспечивать финансово-экономическую работу Центра инновационного развития.
В настоящее время, сообщает пресс-служба ОАО "РЖД", в Центре создана выставка передовых железнодорожных технологий. Экспонаты выставки отражают передовые научно-технические решения, применяемые в современном отечественном локомотиво- и вагоностроении, энергетике, автоматике и телемеханике, связи, а также передовые технологии в перевозочном процессе и управлении перевозками. Кроме того, здесь представлены макеты железнодорожного транспорта в системе интермодальных перевозок в России, образцы новой техники и перспективные технологии, а также последние достижения в области использования спутниковых систем, новых конструкций и материалов на железнодорожном транспорте.

Заключение

Анализ инновационной практики глобальных фирм полностью подтвердил предположения о смещении технологического менеджмента в область управления эволюцией знаний, защиты аккумулированного знания, прогнозирования его развития и мониторинга знаний конкурентов.
Какие выводы могут быть сделаны для ОАО "РЖД" на основе проведенного исследования?
Значимость знания как стратегического ресурса фирмы делает его определенным товаром. Поэтому в первую очередь необходимо провести инвентаризацию интеллектуального капитала ОАО "РЖД", выделив те объекты и номенклатуру, которые имеют товарную значимость на рынке новшеств в качестве объекта предложения или стратегически важны для страны, как основа новых товаров или услуг.
Для этого необходимо определить основные приоритеты развития, законодательные методы охраны интеллектуальной собственности, например той, что сегодня находится в виде авторских свидетельств [6].
Следует продумать не общую финансовую поддержку всего фронта науки, а финансирование принципиально важных работ. Это следует делать в виде целевых субсидий или целевых программ. Реализация этого подхода требует предварительной независимой государственной оценки и ранжирования по приоритетам выполненных и выполняемых мероприятий. Осуществление этого облегчается тем, что до настоящего времени наука на 80% сосредоточена в руках государства.
Следует продумать и реализовать программу облегчения доступа к базам данных по выполненным и выполняемым мероприятиям с целью не только использования полученных результатов, но и обеспечения возможности привлечения тех или иных авторов в виртуальные коллективы.
Следует проработать целесообразность и инфраструктуру национальных инновационных коммуникаций и национального рынка новшеств.
Список литературы

1.    Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент: учебное пособие. - Ростов н/Д: Изд-во "Фолиант", 2004.
2.    Балабанов И.Г. Инновационный менеджмент. Краткий курс. СПб., Питер, 2000.
3.    Инновационный менеджмент. Учебное пособие. Под редакцией Оголевой Л.Н. - М., ИНФРА-М, 2001.
4.    Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Гольдштейн Г.Я. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. 132с.
5.    Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. Учебник. - М., ЮНИТИ, 1999.
6.    Медынский ВТ. Инновационный менеджмент. Учебник. М., ИНФРА-М, 2000.




1 2 3