СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть
1. Основные положения конфуцианства
2.  Основные положения легизма
3. Основные этапы развития древнекитайского права
3.1     Право государств Шан и Чжоу
3.2     Право династии Чжоу и империи Цинь
3.3     Право ханьского государства
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

История государства и права Древнего Китая представляет особый интерес резким противостоянием двух идеологических направлений в государственности — конфуцианства и легизма. В столкновении конфуцианства и легизма вырисовывается кардинальной важности проблема государственности (одна из первых и в наше время) — роль стихийного, традиционного и рассудочного(осознанно направляемого) в строительстве государства и права.  [Васильев Л.С., 2003, т. I, с. 211-214; История Китая, 1998, с. 113-120]. 
В истории Древнего Китая в основном по имени царствующих династий выделяются: государство Шан (Инь) (XVIII — XII вв. до н.э.) — раннее государственное образование; государство Чжоу (XI — V вв. до н. э.) — первоначально централизованная монархия, в последний период которого единое государство рушится; наконец, историю Древнего Китая венчают Великие китайские империи — Цинь (III — II вв. до н. э.) и Хань (II в. до н. э. — III в. н. э.).
В отличие от государства, древнекитайское право прошло в своем развитии три этапа. Выделение данных этапов связано с различным пониманием роли права в механизме социального регулирования, его соотношением с другими социальными нормами. Разное отношение к праву было сформулировано в конфуцианстве и легизме, которые стали государственными идеологиями древнекитайского общества и определили его правосознание на разных этапах политической истории.
В своей работе я рассмотрю основные положения конфуцианства и легизма и влияние этих идеологий на трех этапах развития древнекитайского права.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНФУЦИАНСТВА

Конфуцианство. Родоначальник учения, Конфуций (551-479 гг. до н.э.), еще в детстве отличался любовью к церемониям. Окончив учение, он получил должность чиновника и со временем «вырос» до поста министра в княжестве Лу. Славился умом, энергией, безупречной честностью. Путешествовал в поисках применения своего таланта управленца, вернулся на Родину и последние годы жизни посвятил созданию своей школы и собиранию классических книг. Его мысли изложенные в сборнике «Лунь Юй» («Беседы и высказывания»), составленном учениками философами в V в. до н. э.
Анализ общества и государства у Конфуция моралистический, но предмет морализирования — не загробная жизнь, а разумное устройство государства. Основу учения составляет принцип добродетели: управляющие верхи должны быть добродетельными. Основными категориями конфуцианства являются тесно взаимосвязанные понятия благородного мужа, человеколюбия, правил ритуала.
Управлять государством призваны благородные мужи, во главе с государем — «сыном неба».  Деление людей на «высших» и «низших» и выдвижение на государственную службу должно осуществляться не по признакам происхождения, а по их моральным качествам и знаниям. Благородный муж — образец нравственного совершенства.
«Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде, которая занимает свое место в окружении созвездий» («Лунь Юй»).
Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространять повсеместно человеколюбие, отвечающее нравственным ценностям семейно-клановых коллективов и патриархальных общин и включающее в себя несколько совокупностей обычных норм: «отец — сын», «дружба», «соседство», «начальник — подчиненный», «муж — жена», «подданный — правитель» и др. Общий принцип взаимоотношений между людьми — взаимность. На вопрос: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе» («Лунь Юй»). Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были служить фундаментом системы управления, основанной на традициях и негативно воспринимающей закон.
Перестройку управления предлагалось начать с так называемого исправления имен, т.е. с восстановления истинного смысла существующих титулов и вытекающих из соответствующих им обязанностей. «Благородный муж проявляет осторожность по отношению к тому, чего не знает. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает как себя вести. Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять. В словах благородного мужа не должно быть ничего неправильного» («Лунь Юй»).
Государь обязан относиться к подданным, как к детям: защищать их, заботиться о достатке продовольствия в стране. Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, осуществляемое силой личного примера. Народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться.
Распоряжения о карательных походах должен отдавать любящий свой народ государь, а не правители уделов.
Все это конкретизировалось в учении о правилах ритуала как нормативной системе государства, не воспринимающей законы в качестве главных регуляторов. Главное — это сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на подданных. Конфуцианские правила поведения (более 3-х тысяч) включали выполнение ритуальных и культовых обрядов, моральные наставления, традиции, обычаи.
«Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязни; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости» («Лунь Юй»). Ритуал рассматривается как стержень воспитательного процесса, как нормативно-процессуальная основа взаимоотношений.
Идеализируя отношения патриархального быта и создавая образ идеального человека, Конфуций возвеличивал обычаи старины, отношения солидарности сородичей, проповедовал уважительное отношение к старшим, повиновение которым считал безусловным. Государство он уподоблял большой семье, отношения правителя и народа должны строиться, как между отцом и детьми. Высшей целью управления Конфуций считал интересы народа, в государственном управлении следовало исходить из этических принципов, управление должно быть гуманным. Гуманными должны быть не только цели и идеалы, но и средства. Иначе народ проклянет эти цели и идеалы. «Древние государи сдерживали народ справедливостью, связывали его управлением, поступали с ним правильно, поддерживали человечность… Кроме того, они поучали народ быть преданным, учили выполнять свой долг.
В соответствии с этико-политической доктриной Конфуция условием всемирного порядка являются гармония и счастье людей, предполагающие гармонию человека с природой и во взаимоотношениях с людьми, которые должны основываться на морали и таких этических понятиях, как взаимность, золотая середина, человеколюбие. Средством поддержания справедливого порядка у Конфуция является не закон, а соблюдение традиций, моральных норм (ли), закрепляющих некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении «меры» во всем, что, в свою очередь, должно побуждать человека к уступкам, компромиссам. Согласно Конфуцию, строгое соблюдение требований ли, закрепленных в скрупулезно разработанном ритуале, обусловливает вспомогательную роль права и закона (фа):«Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится». [Синицын, 1974, с. 156-157]. 
Конфуций стремился восстановить сложившиеся веками правила, определявшие каждый шаг китайца. Это — своего рода естественное право, освященное многовековой традицией. Помимо «Лунь Юй», идеи конфуцианства воплотились в трактатах «Мэн-цзы» (III в. до н. э.), «Ли цзы» («Записки о ритуалах») (IV в. до н. э.).

1 2 3
informsky.ru