informsky.ru
Так как отрасли российского права сведены в определенную систему, то и конституционное право представляет собой логически построенную систему норм. Система конституционного права - это объединение конституционно-правовых норм в группы (правовые институты), в зависимости от их содержания, характера регулируемых ими общественных отношений и значения норм, которые являются структурными элементами системы. Но на систему конституционного права оказывают влияние многие факторы, связанные с особенностями политического и социально-экономического развития страны. В системе проявляются тип экономических отношений, политический режим, а также характер самого права, зависящий от степени реализации на практике принципов правового государства .
Следует обратить внимание, что критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений. Каждый конституционно-правовой институт включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Конституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институт исполнительной власти - из тех же источников плюс указы Президента и т.д.
Система конституционного права объективно обусловлена характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые перегородки между институтами - напротив, создает принципы их взаимодействия, чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования.
Вообще говоря, система конституционного права в целом совпадает со структурой Конституции РФ, так как важнейшие конституционно-правовые институты, находят выражение именно в Конституции. Ее разделы - это первооснова для создания системы конституционного права. Это нормы, закрепляющие основы конституционного строя, основы правового статуса личности, федеративного устройства и др., т.е. нормы, совокупность которых образует конституционно-правовые институты. Внутри же основных институтов образуются подсистемы, состоящие из еще более узких институтов.
Вместе с тем некоторые элементы системы конституционного права, имея начала в конституционных нормах, могут выходить за рамки структуры Конституции. Так, избирательное право и избирательная система - самостоятельный элемент системы конституционного права, который отсутствует в структуре Конституции.
Таким образом, конституционное право РФ является сложной системой, состоящей из различных правовых образований (институтов), обладающих признаками элемента системы. Элементы системы конституционного права обусловлены в своей основе предметом регулирования, т.е. той сферой общественных отношений, на которые они воздействуют.
Система конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подинститутами): основы конституционного строя (демократическое, правовое, светское, социальное, суверенное государство, разделение властей и т.д.); основные права и свободы человека и гражданина (классификация прав и свобод, обязанностей); федеративное устройство (субъекты РФ, предметы ведения и т.д.); избирательное право и избирательная система; органы государственной власти: президентская власть; законодательная власть (Федеральное Собрание РФ); исполнительная власть (Правительство РФ); судебная власть и прокуратура; местное самоуправление; порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.
Итак, мы выяснили, что под конституционно-правовым институтом понимается упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) однородных и взаимосвязанных общественных отношений.
Конституционно-правовые институты можно подразделить на простые м сложные. Простые не подразделяются на другие составляющие их институты (например, институт депутатского запроса, институт депутатского обращения). В составе сложных конституционно-правовых институтов объединяются ряд однородных по предмету регулирования институтов (например, институт правового положения граждан включает: институт гражданства, институт основных прав и свобод граждан, институт основных обязанностей граждан, институт президентства, парламентаризма, исполнительной власти, судебной власти, выступающие как самостоятельные, но рассматриваемые в рамках такого основного института, как система государственной власти).
Правовой институт нельзя четко определить, поскольку границы между институтами условны и весьма подвижны, одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более правовых институтов. Например, норма ст. 111 Конституции РФ: " Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы" - является обязательной составляющей института президентских прерогатив, института парламентских полномочий и института исполнительной власти. Следовательно, правовой институт в большей мере операционалистское понятие, хотя и основан на объективно существующей внутренней структуре права.
Следует заметить, что конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в России национально-государственные и государственно-территориальные образования. Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления. Вопрос о соотношении конституционного права с системой конституции, являющейся основным источником отрасли - часть более общей проблемы - о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.
Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она выявляется и формулируется путем теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных элементов. Система конституции - категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно сбрасывать при определении системы отрасли, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли, хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.
Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции - лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового регулирования.
Как для системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а следовательно, и своеобразного круга субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает. Для системы отрасли характерен более высокий, чем для системы конституции, уровень обобщения норм по их содержанию. Так, элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по конституциям как по Российской Федерации, так и республик в ее составе, по уставам других субъектов Федерации.
И система отрасли конституционного права, и система конституции не есть нечто застывшее, раз и навсегда данное. Они развиваются, отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности.
1 2 3 4 5 6