informsky.ru
На каком-то этапе конституция и отрасль конституционного права могут отставать от объективно меняющихся потребностей. При создании необходимых условий происходит существенная перестройка систем отрасли и конституции. Это находит свое отражение в принятии новой конституции, изменении ее системы. Претерпевает изменения и система отрасли. Такой процесс произошел на данном этапе развития конституционного права России с принятием Конституции 1993 года. Она определила новые концепции общественного развития, заложила новые принципы констититуционно-правового регулирования, ввела иные правовые институты. Это, естественно, отразилось и на системе конституционного права как отрасли в целом и, особенно на внутреннем строении каждого из ее правовых институтов.
Не могу не отметить, что поскольку система органов местного самоуправления в настоящее время в целом регулируется и закрепляется муниципальным правом, то аналогичным образом правовой статус индивида во всех аспектах явно выходит за рамки конституционного регулирования. В предмет этой отрасли права целесообразно включить лишь основы правового статуса, или конституционно-правовой статус индивида в нашем государстве.
В Конституции Российской Федерации 1993г. (ст.2) права и свободы человека и гражданина наделены статусом высшей ценности, а их признание, соблюдение и защита провозглашены обязанностью государства, таким образом, подчеркивается охранительная функция конституционного права, направленная на обеспечение прав и свобод индивида.
Нельзя не учитывать целостный системный характер нашего общества, в силу которого отдельные элементы системы также способны влиять на общество, определяя в той или иной степени его развитие, особенно если этот элемент - государство, появление которого было вызвано именно потребностями эффективного управления обществом, тем более, что в современных условиях России на повестку дня поставлен вопрос не об отмирании государства, а, напротив, об укреплении его роли как управляющей подсистемы. Годы руководства страной М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина наглядно продемонстрировали, что ослабление руководящих государственных начал приводит к хаосу во всех сферах жизни общества и как результат - к незащищенности индивида. Поэтому о приоритете и высшей ценности прав и свобод человека реально можно говорить лишь при прочих равных условиях, т.е. при обеспечении значимости и роли всех элементов общества как целостной социальной системы, в том числе и государства, призванного в конечном итоге выражать интересы общества в целом и являющегося сегодня одним из основных организационно-политических гарантов гражданского общества.
В данной курсовой работе уже приведен подход М.В. Баглая, по мнению которого "конституционное право - совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти". Так вот использование категории "права человека", очевидно, имеет целью подчеркнуть связь конституционного и международного права и ценность правового положения в государственных границах не только граждан, но и иностранцев, и лиц без гражданства. Однако не все авторы разделяют такую позицию. Значительное количество исследователей, как в прошлом, так и в настоящее время используют термин "права личности", целесообразность применения которого в данном случае вызывает сомнения. Это термин не юридический, а психологический, означающий не всех людей, а лишь индивидов, осознающих себя в обществе, общество вокруг себя, свои действия, их последствия и ответственность за содеянное. Следовательно, те, кто не обладает этими качествами (а это малолетние и душевнобольные), не вписываются в конституционно-правовое поле и не вправе претендовать на конституционно-правовые гарантии и защиту.
Термин "права человека" в этой связи удачен, но, несмотря на солидарность с законодателем (ст. 2 Конституции), также не выглядит универсальным. Во-первых, он имеет международно-правовое происхождение, где является единственно целесообразным и необходимым. Использование термина "права граждан" могло бы истолковываться как попытка вмешательства во внутренние дела государств. Применение во внутригосударственном праве в качестве основной категории термина "права человека" не менее дискуссионно. Международно-правовые термины содержатся в международно-правовых актах, к числу которых внутригосударственные источники права не относятся и подменять их не могут. Во-вторых, понятие "человек", помимо международно-правового, имеет и узкоспециальный, биологический смысл, обозначая млекопитающее существо, способное к высшей нервной деятельности. В подобном значении у человека как у представителя фауны можно отметить лишь право на жизнь, на охрану здоровья и сохранение своей популяции. В то же время государство призвано, прежде всего, охранять права и свободы своих граждан, которые, в свою очередь, обязаны защищать собственное Отечество вплоть до защиты с оружием в руках в условиях войны, рискуя при этом жизнью. Поэтому, определяя предмет государственного (конституционного) права, уместнее было бы вслед за Конституцией говорить о правах человека и гражданина либо о правовом статусе индивида с последующим пояснением содержания данного термина. Последнее кажется более предпочтительным, ибо охватывает не только граждан, но также иностранцев и лиц без гражданства. Таким образом, система конституционного права - это его устройство, деление на подотрасли, институты и их целостное соединение. В науке нет единого взгляда на указанную систему. Соглашусь с автором одного из наиболее развернутых понятий системы конституционного права О.Е. Кутафиным, который полагает, что она складывается из институтов основ конституционного строя, гражданства, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, избирательного права, системы государственной власти и системы местного самоуправления .
Заключение

По меткому замечанию Б. А. Кистяковского, "ни в какой другой науке нет столько противоречащих друг другу теории, как в науке о праве . Не является исключением в этом смысле и предмет конституционного права, да и содержание отрасли права в целом.
Изложенное в курсовой работе позволяет констатировать, что в зависимости от поставленных целей можно дать различные определения понятия и предмета отрасли отечественного государственного (конституционного) права. В самой краткой интерпретации ее следует рассматривать как ведущую отрасль отечественного права, регулирующую и защищающую отношения фактической конституции общества в рамках российской государственности.
В более развернутом значении российское государственное право есть ведущая отрасль отечественного права, регулирующая и защищающая общественные отношения в сферах основ народовластия (народного суверенитета), правового статуса индивида, суверенитета государства и закрепляющая в этих целях систему специальных органов и институтов.
Наконец, в наиболее пространной и полной интерпретации российское государственное (конституционное) право - ведущая отрасль отечественного права, которая в интересах правящей политической силы и через их посредство - в интересах всего общества устанавливает основы конституционного строя, регулирует и защищает отношения конституционно-правового статуса индивида, территориально-политического (федеративного) устройства государства, реализации воли народа в прямой и опосредованной формах, структуру, порядок формирования и полномочия государственных органов.
Конституционное право как обычная отрасль права имеет собственный предмет правового регулирования. Воздействует на него оно с помощью не только общерегулирующих средств (цели, принципы, исходные ценности), но и методов детальной регламентации, не передоверяя эту задачу другим отраслям права. Здесь и конкретизация по субъектам, объектам, содержанию запретов, обязательств, дозволений, и оснащение материальных норм процессуальными нормами, и установление мер конституционного принуждения, в том числе ответственности, и введение юридически значимых сроков, документальных форм. В итоге набор источников конституционного права не ограничивается только конституционными актами.
1 2 3 4 5 6