2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Культурные ценности, когда бы они ни были созданы, имеют определенное функциональное значение. Это функциональное значение и назначение зависят от исторической эпохи, традиций, нравов, этно- и социальных отношений и т.д. Функции чаще всего не поддаются строгой дифференциации. Как правило, они имеют комплексную природу .
Культура — это настоящее любого народа, субъекта, его прошлое и попытка заглянуть в будущее. В реализации этих функций культуры очень важно сочетать новаторство с разумным консерватизмом. Обобщая сказанное, можно утверждать, что культура — это совокупность ценностей (духовных и материальных) и человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению. По-разному понимаются и толкуются функции, их число. В учебных целях, не претендуя на истину в последней инстанции, остановимся на следующих функциях:
- гуманистической, или человекотворческой, т.е. развитии человеческого в индивиде, во всех формах его жизнедеятельности;
- гносеологической. В ней культура проявляется и выступает как средство самопознания субъекта: общества, класса, нации, этноса, Социальной группы, отдельного человека и т.д. ;
- информационно-коммуникативной. Общение между субъектами, трансляция социального опыта. Эта функция обеспечивает связь времен;
- ценностно-ориентационной. Культура как система норм и ценностей какой-либо общественной подсистемы или социальной общности развивается и изменяется, меняя постепенно ценности и нормы субъектов;
- нормативно-регулирующей. Она проявляется чаще всего косвенно, опосредованно, но действует более эффективно, чем управляющие структуры административных систем или элементов, выступает в качестве механизма социального контроля за поведением индивида, группы и т.д. .
Культура порождается материальными потребностями субъектов (индивидов, социальных групп и т.д.), их интеллектуальными, нравственными, эстетическими запросами, социальными интересами. Элементы материальной культуры могут на протяжении многих веков служить удовлетворению различных потребностей. (Например, Кремль в Москве, Новгороде и в других городах России был в свое время надежной крепостью, защищающей от набегов различных орд, а сейчас на первый план выступает эстетическая, историческая, информационно-коммуникативная, символическая функция). Функциональное значение имеют и духовные ценности. Например, клятва Гиппократа, жившего в Древней Греции в V—IV вв. до Новой эры, представляет для врачей нашего времени высшую нравственную и профессиональную ценность, определяющую отношение врача к своей профессии .
Объектом социологического исследования становятся закономерности развития культуры, конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения объектов культуры, материальных вещей «второй природы», процессы в культурной жизни, а также детерминирующие их условия, факторы и механизмы. Но подходов при социологическом исследовании культуры довольно много. Обусловлено это, как мы отмечали ранее, неоднозначностью трактовки самой категории «культура», поэтому термин «социология культуры» трактуется в широком и узком смысле . Первый вариант охватывает всю проблематику общественной жизни: в труде, быту, политике и т.д., второй вариант (социология культуры в узком смысле) касается исследования проблем культуры в духовной сфере. Социологическое исследование культуры ставит задачи:
- определить наиболее ценные идеи;
- установить их авторов, генераторов;
- отследить каналы и средства распространения;
- оценить влияние идей на социальное действие, на формирование, функционирование и распад социальных общностей, институтов, движений .
В развитии культуры специалисты выделяют несколько закономерностей, связанных в основном с качественными переменами в жизни общества: прежде всего это неравномерность ее становления и функционирования, асинхронность в расцвете и упадке духовной и экономической сфер жизни общества. Другой закономерностью является неравномерное развитие самих видов культуры: художественной, политической, педагогической и т.д. Несмотря на противоречия, порой антагонистические отношения между типами и формами культуры, ее видами, в ней сохраняется преемственность, которая может быть временной и пространственной, позитивной и негативной. На эти две закономерности оказывают большое влияние новации (революции) в технике и технологии. Революционные перемены в технологии открывают простор для производства и распространения культурных ценностей. В истории человечества было несколько таких революционных взрывов:
- появление письменности;
- изобретение книгопечатания;
- появление радио и телевидения;
- создание глобальной сети человеческого общения — Интернета.
О плюсах и минусах каждого изобретения, об их роли в становлении культуры написано много. Самый главный минус заключается, по мнению социологов, в том, что культура в эпоху НТР утратила свою целостность, стала мозаичной, а на сознание обывателя обрушился поток низкопробной культуры, вымывающий из сознания человека интеллектуальное, нравственное начало.
И еще одна закономерность есть в становлении и функционировании культуры: особая роль творческой личности — литератор, архитектор, художник, ученый как в техногенном, так и в традиционном обществе оказывают огромное влияние на образ жизни, нормы поведения, ценностные ориентации людей, вносят существенный вклад в развитие второй природы, в качество жизни народа .

3. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Как и любой другой социальный институт, культура выполняет в обществе определенные функции.
Первой универсальной функцией надо считать защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений — орудий труда, лекарств, военного оружия, транспортных средств, источников энергии — человек увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы: ему уже не страшны голод, наводнения, эпидемии. Совершенствование материальной культуры и ее стержня — научно-технической базы — создает новый тип цивилизации .
Вторая фундаментальная функция культуры — преобразование и освоение мира. Ее еще называют креативной функцией (от лат. creatio — создание). Исследуя и каталагизируя виды растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания. В этом проявляется его любознательность, а не желание защититься. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладением внутренними силами психики. На Востоке выработаны сложные системы психотехники, медитации, боевых единоборств и концентрации воли, нетрадиционные методы медицины, техники владения своим телом и сознанием. Человечество как бы раскололось на два мира: Запад преуспел в овладении внешней природой и материальном комфорте, Восток — в овладении внутренней природой и духовном комфорте. Нехватку материального комфорта на Востоке компенсируют совершенством духовного .
Третья функция культуры — коммуникативная. Она включает передачу информации в любом виде: устном и письменном сообщении, общении людей, групп, народов, использование технических средств связи и т.п. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура. Информационная изоляция от культуры наносит непоправимый ущерб человеческому существу, особенно на ранней стадии социализации. Человечество изобрело множество видов и способов коммуникации. Это устный и письменный язык, искусственные языки типа азбуки Морзе, языка компьютерного программирования, а также технические виды связи: радио, телеграф, телевидение .



informsky.ru
1 2 3