С коммуникативной тесно связана сигникативная функция культуры (от англ. sign — знак), буквально — функция приписывания значений и ценностей. То, что не вовлечено в культурный оборот человечества, как бы не имеет значения и ценности. Звездное небо над головой первобытного человека не имело для него значения до тех пор, пока он не вовлек его в свой круг мифологических представлений, не составил небесных карт, помогающих в мореплавании, не построил астрономических теорий и не послал в космос спутники. С тех пор небо стало частью культуры. Каждое созвездие получило наименование, легендарную историю, наименование в научном каталоге, физико-химические характеристики.
Расширяя сферу культурного освоения мира, человек одновременно расширяет область обозначаемых предметов. В итоге объем культуры и объем предметов, приобретших ценность и значение, всегда совпадают. Это равновеликие явления. Но дело этим не ограничивается. Охватив сеткой значений определенную область природы, человек постоянно переименовывает, переобозначает, переоценивает что-то внутри этой области. Одни и те же предметы у разных народов и в разные исторические эпохи получают разные значения и ценность (некоторые предметы имеют несколько десятков если не сотен значений), в совокупности они составляют то, что можно назвать культурной или исторической биографией вещей. Благодаря сигникативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, неважно, в какой конкретной форме выражено это представление — в виде философской системы, поэтического стихотворения, мифа, научной теории .
Не менее важна нормативная функция культуры. Она проявляется в том, что именно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей. Они имеют самое разное наименование: обычаи и традиции, табу, запреты, директивы, рекомендации, разрешения, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные акты, этикет, манеры, нравы. Их можно назвать первокирпичиками нормативной функции. Они напоминают первокирпичики сигникативной функции. Из этих кирпичиков образуются здания — более крупные и сложные комплексы. Так, значительное число кирпичиков объединяется в понятие «право». Еще одна группа норм именуется моралью (включая и повседневные правила поведения). Наконец, третья область называется идеологией.
Следующая функция культуры — релаксационная. Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление) — искусство физического и психического расслабления, разрядки. Естественные средства разрядки — смех, плач, приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь. Все они относятся к разряду индивидуальных. Они недостаточны для того, чтобы снять коллективное напряжение. Для подобных целей служат стилизованные формы снятия напряжения — увеселения, праздники, фестивали, ритуалы.
Смысл праздника заключается вовсе не в том, что в этот день (не надо работать. Это было бы не праздником, а нерабочим временем. Праздник — особо торжественные моменты, когда накопившееся напряжение снимается в возвышенно эстетической и эмоционально восторженной форме. Это моменты наибольшей радости. Причем радости дозволенной, регламентируемой, поскольку праздничные дни заранее объявляются, и к празднику готовится все общество .
Цивилизованное общество настойчиво ищет пути устранения отрицательных форм релаксации, каналы их вывода из культуры. В одних случаях для этого усиливают запретительные санкции и принимают карательные меры. Например, в ряде стран Юго-восточной Азии к тем, кто распространяет наркотики, применяется смертная казнь либо пожизненное заключение. В других случаях пытаются найти функциональную замену наркотикам. В частности, расширяют сеть развлекательных и научно-познавательных учреждений, которые могли бы конкурировать с пьянством и наркоманией как негативными формами релаксации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в социологии культура рассматривается в первую очередь в ее социальном аспекте, т.е. с точки зрения процессов и результатов социального взаимодействия. В этом смысле исследование культуры означает изучение сложного и многомерного общественного процесса освоения, осмысления и изменения членами общества своей социокультурной среды, происходящего в определенных условиях социального расслоения и территориального распределения. Предметом такого исследования является комплекс общих закономерностей динамики культуры, специфических групповых и региональных регулярностей ее движения при различных состояниях общества, разнообразие форм социокультурной жизни, характерных для каждого из таких состояний, способы, результаты и последствия деятельности представителей различных социальных групп, направленной на поддержание или преобразование общественной жизни.
Таким образом, социология культуры, базируясь на теоретических принципах исследования функций, структур, динамики социального взаимодействия, сосредоточивается на анализе строго определенных сторон общественной жизни и охватывает комплекс более или менее точно фиксируемых проблем, предполагающих конкретизацию общих социологических методов применительно к культуре как к предмету изучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Борцов Ю.С. Социология. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – 352 с.
2.    Комаров М.С. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов / М.С. Комаров. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 462 с.
3.    Козлова О.Н. Социология. – М.: Омега-Л, 2004. – 320 с.     
4.    Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 448 с.
5.    Социология: Учеб. пособие / Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др.; Под общ. ред. А.Н. Елсукова. – Мн.: 2004. – 544 с.
6.    Фролов С.С. Социология: учебник для вузов / С.С. Фролов. – М.: 2007. – 344 с.      



informsky.ru
1 2 3