Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО "Сибирский государственный индустриальный университет"
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
Личность в контексте современной культуры
2012

Содержание
Введение
Понятие "личности"
Воспитание в контексте культуры
Личность в современной культуре
Заключение
Литература
Введение

Тема личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления и существования волновали человечество с доисторических времен.
Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики.
По той причине, что человек внутренне весьма мало изменился за последние четыре-пять тысяч лет, мы можем утверждать, что актуальность самопознания остается неизменно высокой в системе ценностей человека.
По ходу своей работы буду преследовать цели:
1)    Объяснение наиболее близкого мне определения Личности?
2)    Объяснение роли воспитания личности в современном мире.
3) Объяснение места Личности в контексте современной культуры

Понятие "личности"
Термин "личность" имеет разные значения. Наука о личности - персонология - это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.
Личность - это понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто подвести под слово "личность" концептуальное определение. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения - значений столько, сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу.
Понятие "характер" означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Это каркас и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека.
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.
Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В основе единства, цельности, силы характера лежит направленность личности. Обладание целями жизни -- главное условие образования характера. Однако характер и направленность личности -- не одно то же. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.
В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера.
Различие теорий личности может быть проиллюстрировано на примере. Карл Роджерс определял личность в терминах самости: как организованную, долговременную сущность, составляющую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивид представляет собой на самом деле, как внутреннее нечто, детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. А Эрик Эриксон представлял личность как функцию результатов психосоциальных кризисов в течение жизни человека.

Воспитание в контексте культуры
Общество как мир культуры представляет собой своеобразный социальный механизм, все звенья которого устремлены к личности и ее развитию, потому что именно от нее зависит его будущее. Средством формирования социальных сил личности и сферой их реализации выступает культура, во взаимодействии с которой личность можно рассматривать в трех важнейших отношениях:
§   личность усваивает культуру, является объектом культурного воздействия, принимая типические черты, характерные для своей общности;
§   личность функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей, отстаивает ценности культуры, целостность культуры, в которой протекает ее бытие;
§   личность создает культуру, развивает и углубляет культурные традиции и ценности, будучи сама субъектом культурного творчества.
Придерживаясь положения о том, что понятие "личность" характеризует социальную сущность человека, представляющую собой совокупность присвоенных им общественных отношений, Н. В. Гавриленко определяет структуру личности, исходя из структуры ее социальных (сущностных) сил, понимаемых как мера присвоения человеком общественных отношений, раскрывающаяся в его деятельности. Эта структура включает в себя следующие элементы: 1) способности к выполнению социальной деятельности; 2) потребности; 3) знания, умения и навыки; 4) человеческие чувства.
Пожалуй, все исследователи единодушны в том, что последний элемент - чувства - относится к сфере воспитания, причем понимаемом именно в его социальном качестве. Как известно, мораль - одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. От других форм регулирования массовой деятельности мораль отличается тем, что общественная необходимость, потребности, интересы общества или классов выражаются в морали в виде стихийно сформировавшихся и общепризнанных предписаний и оценок, подкрепленных силой массового примера, привычки, обычая, общественного мнения. Выполнение этих требований регулируется в основном с помощью чувств, побуждений, склонностей.
Чувства - переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам, к каким-либо явлениям) и к самому себе. Чувства отражают отношение людей друг к другу, а также к объективному миру. Детерминируясь генетически, они формируются обществом и играют огромную роль в поведении, в практической и познавательной деятельности человека
С. А. Душина, анализируя в своем диссертационном исследовании феноменологическую концепцию морали В. С. Соловьева, показывает, что он исходил из трех главных нравственных чувств: стыда, жалости и благоговения, которые считал непосредственно данными и не требующими никаких дополнительных обоснований. Согласно его теории, стыд выступает в качестве первично-экзистенциального акта отношения человека к миру, к другим и к себе, идеального влечения к нравственному совершенствованию и духовному преображению. Чувство жалости в учении Соловьева предполагает признание самоценности каждого индивида: чувство благоговения формирует   деятельную






1 2 3
informsky.ru