концепции   А. Маслоу) можно сказать, что он существует в рамках конкретной культуры и неплохо ладит с ней, и в то же время он сопротивляется её влиянию, он в какой-то мере отчуждён, внутренне независим от неё. Эти отношения самоактуализированного человека с культурой, которая, как правило, менее здорова, чем он, достаточно неоднозначны. Принимая внешние атрибуты существующей культуры, как в еде, одежде, так и в традициях, по сути своей эти люди неконвенциональны. Они не придают большого значения внешней стороне явлений. Нравы, обычаи и законы, принятые в обществе - не то чтобы не вызывают у них раздражения или сопротивления - скорее они не задумываются о них, относятся к ним также, как к правилам дорожного движения, видят в них лишь средство жить в мире со своим окружением. Они принимают сложившийся порядок вещей, но лишь в том случае, если этот порядок не противоречит их принципам и убеждениям. Смирение самоактуализированного человека не затрагивает сущностных аспектов его личности. "Смирение удел высоких мудрецов, так гнётся ветвь под тяжестью плодов" (О. Хайям). Самоактуализированный человек подчиняется принятым нормам только потому, что так ему проще жить, он не желает тратить силы на борьбу с несущественными, второстепенными вещами. Но если вдруг та или иная условность становится обременительной для него, если она потребует перешагнуть через себя, он сбросит маску приличий, как стесняющий его сюртук и мы обнаружим, насколько поверхностна была его конвенциональность. Таких людей нельзя назвать революционерами. Они, признавая желательность и необходимость перемен в социальном устройстве общества, понимают также, что оно требует времени, хотя в критических ситуациях они способны пожертвовать любимым делом и заняться активной общественной деятельностью. Обычно же самоактуализированные люди не противопоставляют себя обществу и не пытаются бороться с ним, они чувствуют себя частью этого общества и стараются сделать его лучше. Почти каждому человеку такого уровня свойственна некоторая отстраненность от окружающей его культуры. Они одобряют то, что кажется им хорошим, правильным, позитивным и критикуют то, что считают плохим. Одним словом они способны к беспристрастной оценке культуры, они стремятся выявить её положительные и отрицательные черты и, только сопоставив различные её аспекты, выносят своё суждение о ней.
   Самоактуализированный человек строит свою жизнь не по законам культуры, а, скорее, по общечеловеческим законам и законам его собственной человеческой природы. Он универсален. Он принадлежит человечеству. Он выше своей культуры, хотя и живёт среди своих сограждан и в своей стране. И, наконец, можно дать ответ на вопрос: "Можно ли быть хорошим (здоровым) человеком, живя в несовершенном обществе"? Здоровые люди, принимая внешние атрибуты культуры, остаются независимы от неё. Очевидно, что такая независимость, отчуждённость от культуры, возможна только в том случае, если сама культура терпима по отношению к независимости, к личной свободе.
   Ключевыми понятиями новой, "динамической" психологии являются понятия: спонтанность, естественность, обретение свободы, свободный выбор, самопознание, согласие с собой, удовлетворение. Старая психология, считавшая глубинные импульсы человеческой природы опасными, злыми, алчными и порочными, оперировала такими понятиями как контроль, подавление, дисциплина, научение, формирование. И в образовании, и в семейной жизни, и в воспитании детей, и в социализации в целом ей виделся процесс укрощения и подавления тёмного, дьявольского начала человека. Неудивительно, что из столь разных представлений о человеческой природе рождаются и столь противоположные, на первый взгляд, концепции идеального общества, идеального закона, идеальной педагогики, идеальной семьи. Если согласно старой психологии, все эти институты созданы для контроля над человеком, для подавления его свободы, то в соответствии с новой концепцией они обеспечивают человеку чувство базового удовлетворения. А норма приобретает теперь черты идеального здоровья.
           
Заключение
Но каково простому человеку жить в этом неуютном глобальном мире? На что ему опереться? Мы ведь наблюдаем сейчас, что в XX веке было создано массовое общество и массовый человек, который легко примеряет любые социальные маски, легко играет любые культурные роли. Сегодня он сектант, а завтра православный, сегодня он коммунист, а завтра либерал.
Кстати, современные социологи и политологи, исследуя поведение человека, до сих пор оперируют классификациями старого, классово-сословного общества. Но ведь в XX веке произошло изменение не только социальной стратификации и мобильности, которые были характерны в прежние времена, но и самого типа личности. Человек массового общества - по преимуществу игровая личность, способная к мимикрии при изменении социокультурного контекста. (Интересно, что именно российские политтехнологи и "рекламщики" бессознательно это уловили и использовали массового человека).
Не доведём ли мы эту игровую личность массового общества и массовой культуры в XXI столетии до полной фантомности и утраты всех онтологических оснований человека?
Смена стилей, игра в бисер с ценностями всей человеческой культуры становятся уделом не только рафинированных интеллектуалов, но и самых широких масс, прежде всего молодежи.
Именно в этом игровом поле и реализуется парадигма постмодернизма: тотальная ирония, деконструкция ценностной иерархии (особенно религиозной), игровой маскарад, возможность фантомных личностей в кино и в компьютерных сетях…
Что это, как не тот же культурно-исторический Мефистофель, только в костюме панка или "нового русского", на экране телевизора или дома за компьютером?...
                                        
Литература
1.    Кылосов А.А. "О Личности в условиях современной культуры и современной цивилизации" // статья, Саратовский государственный технический университет.
2.    Штомпка П. "Философия социальных изменений" // (фрагменты работы), социологическая библиотека
3.    Зейгарник Б.В. "Теория личности в зарубежной философии" // статья
4.    Кистяковский Б.А. "Общество и индивид" // статья, Философские исследования






1 2 3
informsky.ru