Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет"

Факультет ИКП МТО
Кафедра культурологии

Реферат
по дисциплине "Культурология"
Морфология культуры
2013

                                                 Содержание
Введение
1.Морфология культуры
   1.1. Понятие и сущность морфологии культуры
   2.1.Духовная культура и ее структура
   3.1.Материальная культура и ее структура
   4.1.Экономическая, политическая, эстетическая и экологическая культуры
   4.1.1. Экономическая культура
   4.1.2. Политическая культура
   4.1.3. Экологическая культура
   4.1.4. Эстетическая культура
   Заключение
   Список использованной литературы

Введение.
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостный феномен.
Предмет культурологии:
-    исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;
-    исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.
-    исследование содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.
-    исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.
-    исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.
Актуальность культурологии обусловлена прежде всего возрастающей ролью гуманитарного познания. Если еще не так давно пальма первенства принадлежала точным наукам, то теперь на первый план выходят науки о человеке.
Актуальность данной темы заключается  в том, что именно морфология культуры занимается изучением материальной и духовной культуры, их разновидностями и видами. Материальная культура создается в процессе деятельности человека. К духовной в свою очередь отнесем духовное влияние на человека и его характер. Сложные и противоречивые духовно -культурные процессы закономерно становятся объектом философского исследования. В современном российском обществе наблюдается ярко выраженный интерес к культурно - историческим ценностям, их истокам и перспективам. Россия - это общество с фрагментарной культурой.
Имеет наверное смысл разобраться в этом определении детально. Первое, что оно декларирует - интегративный, междисциплинарный характер культурологии. Действительно, трудно разорвать связи культурологии с историей, искусствоведением, философией, социологией, археологией, еще целым рядом синтетических дисциплин, таких как социология культуры, философия истории или социальная психология. Тем более необходимо отличать культурологию от всех тех наук, которые существуют в сфере ее интересов, дополняют и углубляют. Отдельные науки о культуре выступают базисом для формирования культурологии.
Интерес к культуре в наши дни определяется многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В связи с этим культура оценивается как фактор творческогожизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить новые неистощимые импульсы, способные оказывать воздействие на исторический процесс, на самого человека.

1.    МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (Kulturmorphologie) - термин, веденный немецким этнологом Л. Фробениусом для характеристики научного направления, занимающегося изучением внешней картины культурных явлений и устанавливающего исторические взаимосвязи между культурами. Опираясь на принципы классификации, разработанные естественными науками, представители этого направления предприняли попытку выявить применительно к этнологии также такие критерии, которые позволяли бы в конечном счете свести многообразные культурные явления к определенным единицам, в данном случае - к "культурным кругам", в соответствующих, определенных географических зонах. Кроме того, Фробениус заимствовал некоторые философские идеи, в частности образно-описательную философию В. Дильтея. В результате этого симбиоза возникла гипотеза, согласно которой каждая культура как целое обладает собственным характером, собственной "культурной душой" (пайдейма), накладывающей свой неизгладимый отпечаток на каждый отдельный элемент. Это научное направление ограничилось в основном рамками научно-исследовательского института М.к., основанного в 1925 г. во Франкфурте-на-Майне. Однако благодаря издававшемуся этим институтом журналу "Paiduema (с 1966 г. - "MitteilungenzurKulturkunde") оно получило заметное влияние. До сих пор в этом издании можно обнаружить основные идеи морфологии культуры, хотя изменение его названия и указывает на определенный отход от существовавшей ранее строгой приверженности принципам, выдвинутым Фробениусом. Большое значение для истории этнографической науки имело то непосредственное воздействие, которое морфологии культуры оказала на другие специальные направления. С одной стороны, существует непосредственная связь между началами опиралось на выдвинутую Фробениусом идею "культурных кругов" при разработке своей собственной методической концепции. С другой стороны,морфологии культуры предвосхитила основные идеи учения о конфигурациях культуры. Как и все эти названные направления, не пошла далее внешнего описания культурных явлений. Предпринимавшиеся ее представителями попытки классификации и психологической интерпретации не выдерживали научной критики. В отличие от других направлений этнологии, обнаруживших значительно более сильные тенденции упадка морфологии культуры смогла сохранить до сих пор свое значение в качестве научной школы, однако ее позиции были поколеблены.
Раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений(паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусств, объектов. В генерализованном смысле - это изучение строения искусств.среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности.
Фробениус разработал концепцию морфологии культуры. Современные Аристотелю и Платону греки не знали слова, эквивалентного нашему термину "культура". В случаях раннего употребления слово cultura означало процесс культивирования, выращивания чего-либо, и касалось естественных, природных процессов. Начиная с эпохи Просвещения эти представления стали распространяться и на человеческое общество при сохранении прежнего смысла. Первую попытку определения культуры сделал основоположник английской антропологии Э.Б. Тайлор, который понимал культуру как сложное целое, слагающееся из "знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества". Это определение стало самым распространенным в мире, и продолжает оставаться таким, несмотря на то, что после Э.Б. Тайлора появились сотни других определений культуры. Эти определения исходят из той или иной доминанты смысла самого слова культура. Исследователи выделяют четыре основных аспекта:




1 2 3 4 5
informsky.ru