- абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;
- обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д.; в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация;
-абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;
- абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности (именно этот смысл слова культура наиболее распространен среди широкой публики).
По-разному определяется культура и в зависимости от научной дисциплины, в рамках которой делается такая попытка. Покажем специфику рассмотрения культуры в четырех (кроме культурологии) сферах научного знания. Так, исторический взгляд на культуру рассматривает ее как результат динамического взаимодействия историко-цивилизационных изменений. Именно это служит основой для уяснения и истолкования периодичности и ритма наблюдаемого в том или ином периоде движения культуры. В рамках социологии культуры изучаются строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами. В философии культуры рассматриваются проблемы сущности, целей и ценностей культуры. Антропологический подход исходит из релятивистских позиций, снимая вопрос об уровне развития культуры, о критериях ее оценки, о прогрессе культуры, допуская, что каждое общество через свою культуру ищет, и в известной мере находит ценности, опираясь на которые оно сохраняется и воспроизводится.  Общую морфологическую модель культуры в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить следующим образом: три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением - специализированный, трансляционный, обыденный; три функциональных блока специализированной деятельности: культурные модусы социальной организации(хозяйственная., политическая, правовая культура); культурные модусы социально значимого значения (искусство, религия, философия, право); культурные модусы социально значимого опыта(образование, просвещение, массовая культура); обыденные аналоги специализованных модальностей культуры: социальная организация - домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль; социально значимое знание - обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические  знания и навыки; трансляция культурного опыта-игры,слухи,беседы,советы.

1.    1.Понятие и сущность морфологии культуры.
Морфология Культуры - раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусств, объектов. В генерализованном смысле - это изучение строения искусств.среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности.
Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия. К ним относятся миф, религия, искусство, наука. Первоначально, на стадии первобытной культуры, эти составляющие культуры существовали неразрывно, образуя так называемый первобытный синкриз. В процессе развития культуры данные формы обрели самостоятельность.Морфология Культуры - раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусств. Основные методы познания - структурно-функциональный, семантический, генетический. Основные пограничные области - археология, лингвистика, социобиология. В более частном смысле - это изучение вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их социального, исторического, географического распределения.Основные методы познания - общая теория систем, организационный и динамичный анализ. Основные пограничные области - социология, психология, этология,экология.
Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов: генетическое - порождение и становление культурных форм; микродинамическое - динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственно трансляция культурной информации); историческое - динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени; структурно-функциональное - принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества; технологическое - распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространствеивремени.
Общую морфологическую модель культуры в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить следующим образом: три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением - специализированный, трансляционный, обыденный; три функциональных блока специализированной деятельности: культурные модусы социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура); культурные модусы социально значимого значения (искусство, религия, философия, право); культурные модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура);обыденные аналоги специализованных модальностей культуры: социальная организация - домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль; социально значимое знание - обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки; трансляция культурного опыта - игры, слухи, беседы, советы и т.п. В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строенииопределённойкультуры.
Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия. К ним относятся миф, религия, искусство, наука. Первоначально, на стадии первобытной культуры, эти составляющие культуры существовали неразрывно, образуя так называемый первобытный синкриз. В процессе развития культуры данные формы обрели самостоятельность.
Миф представляет собой самый первый донаучный пралогичный способ осознания и освоения мира и человека в нем. Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и природы.

2.1.Духовная культура
Духовная культура - это мир идей, связанных с существованием человека в мире, проявляющийся в деятельности сознания в человеческих взаимоотношениях, в религиозных и научных представлениях о мире, а также художественных образах.
Духовная культура возникает и функционирует в сознании человека.
Основные формы духовной культуры:
"    Наука
"    Искусство
"    Религия
"    Философская культура
"    Правовая культура
"    Художественная культура
"    Интеллектуальная культура
"    Нравственная культура
Духовная культура не изолирована от остальных сфер культуры и общества, а наоборот проникает во все сферы человеческой деятельности, при этом она включает в себя саму духовную деятельность человека, а так же совокупность артефактов духовной деятельности.
   Артефакты духовной культуры:
"    Обычаи и традиции
"    Нормы и образцы поведения
"    Идеалы и ценности
"    Научные знания
Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, двух социальных функций - выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство.
Ограничимся рассмотрением взаимодействия религии с искусством, моралью и наукой. Религия - весьма многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распро-страненными из которых являются мировые религии,    включающие   многочисленные   направления, школы   и  организации.  В  истории   культуры  особое  значение   имело



1 2 3 4 5
informsky.ru